Посадка является не только одним из самых интересных и ответственных этапов полета, но и завершающей стадией всего вашего маршрута. Выполнив посадку, дело остается за выруливаением на стоянку, а это значит — полет прошел успешно. И все же она не всегда может пройти идеально. Иногда этот этап преподносит неприятные сюрпризы, граничащие с опасностью для жизни и здоровья пассажиров и пилотов.  

В свете этого мы решили поделиться четырьмя советами по улучшению техники выполнения посадки (на одномоторном самолете). В этой статье мы расскажем вам о том:

  • Как поделить этап посадки на две части;
  • Насколько важно следить за скоростью;
  • Как избежать потерю управления в сложных условиях;
  • Когда начинать выравнивание.

Данная тема подходит для людей, кто начинает осваивать пилотирование. А также для тех, кто боится попасть или уже попадался в опасные ситуации из-за своих ошибок, которые больше не хочется повторять. 


1. Разделение посадки на 2 этапа

«...медленный, плавный переход от прямолинейного равномерного снижения к траектории горизонтального полета до тех пор, пока самолет не начнет лететь параллельно ВПП на высоте в несколько дюймов от земли. Когда ВС при нормальном снижении приблизится к отметке в 10-20 футов над землей, совершается выравнивание, выдерживание и посадка».


— Руководство FAA по самолетовождению

Рис. 1. Заход на посадку на Cessna 172


Посадка на маленьком самолете — это не обычный маневр. Это конечный результат каждого совершенного полета. Каждая успешная посадка, какой бы неприятной она не была при ее исполнении, является признаком того, что вы знаете, что делаете, от начала до конца. Это также одна из самых сложных частей любого полета, наряду со взлетом.  


В идеале каждая посадка должна выполняться одинаково:

  1. Увеличивается угол атаки путем взятия штурвала на себя;
  2. В результате сохраняется подъемная сила и прямолинейность траектории;
  3. Скорость полета уменьшается из-за того, что сила лобового сопротивления ничем не уравновешена и тормозит движение;
  4. В момент, когда угол атаки становится равным посадочному, дальнейшее его увеличение прекращается;
  5. После достижения высоты примерно 30 см от ВПП начинается парашютирование и самолет приземляется на полосу.

Если бы это было так просто. 


В чем подвох?

Все шаги для выполнения идеальной посадки кажутся достаточно легкими. Тем не менее, большинство пилотов борются с посадкой еще долгое время после получения PPL. 

Подвох в самом маневре. Как мы уже упоминали выше, посадка — это не просто кульминация полета. Это подведение итогов всех полученных знаний во время полета! 

Самый большой ступор у пилотов возникает при определении высоты начала выравнивания. Но кроме него также часто совершают такие ошибки, как большая/малая скорость, неправильная глиссада, плохая оценка метеоусловий и так далее. Заходя на посадку, вы используете все свои приобретенные знания в то время, как земля устремляется навстречу вам. Результат неудачи гораздо более ощутим, чем ошибка на этапе обычного горизонтального полета на высоте в несколько тысяч футов.  

Рис. 2. Пилот подходит к высоте начала выравнивания


Пилот должен быть уверен в четком выдерживании скорости. Иначе он не успеет уменьшить ее на выравнивании, и тут вступает сила тяготения. Самолет оказывается в нескольких футах над ВПП, но он не может опуститься ниже. Воздушное судно летит дальше, но не так, как хотелось бы. Инстинктивно появляется желание взять штурвал «от себя», но такого лучше не делать! Единственное, чего можно добиться в таком случае — это скоростное отделение от земли, известное, как «козел», которое не принесет ничего благоприятного ни пилоту, ни его ЛА. 


Как это исправить?

Задача состоит в том, чтобы правильно отделить этапы выравнивания и выдерживания. Некоторые пилоты (осознанно или нет) не различают их, определяя оба понятия как синонимы к слову «посадка». Финансовый директор и автор книги-руководства «How to fly an Airplane» Род Мачадо считает, что использование различных фраз даже для самых незначительных понятий может помочь пилотам лучше справляться с управлением ВС. В своей книге Род говорит: «Если вы знаете множество доступных терминов для определения конкретных действий в полете, то шанс понятно описать эти действия другим возрастает». По сути, если выравнивание и выдерживание являются двумя отдельными действиями, то их нужно понимать таким образом.  

Первое, с чем мы сталкиваемся, это с выравниванием. В соответствии с философией Мачадо, пилот должен выводить самолет в горизонтальное положение на высоте 10 футов над ВПП, беря штурвал «на себя». В то же время, он постепенно устанавливает РУД в положение «Малый газ» для уменьшения тяги и, соответственно, подъемной силы. Оба действия приведут к снижению скорости. Теперь обычная вертикальная скорость снижения 500 футов/мин будет уменьшаться до 100-200 футов/мин, что даст пилоту время для плавного увеличения угла атаки (посадочного) до момента касания основными стойками шасси взлетно-посадочной полосы. Это будет называться этапом «выдерживания», когда создается посадочное положение. Теперь, как только пилот почувствовал, что два основных колеса коснулись земли, он берет штурвал «от себя», чтобы посадить носовую стойку. Все эти действия работают в тандеме, чтобы уменьшить скорость самолета и безопасно остановить его движение.  


2. Контроль скорости

Скорость является важным показателем, который нужно контролировать на всем этапе посадки. Она зависит от двух факторов:

  • Посадочный вес самолета;
  • Угол выпуска закрылков.

Рис. 3. Контроль скорости – один из залогов успешной посадки


Посадочный вес вы можете найти в РЛЭ вашего ЛА. Обратите внимание, что опубликованное число может быть максимальным. Скорее всего, что при заходе на посадку воздушное судно будет весить меньше той массы, что указана в руководстве. Просто установите скорость на несколько узлов меньше, чтобы компенсировать изменение веса. Если поступить иначе, это приведет к разгону скорости и взмыванию на посадке.  

Калибровка скорости при заходе на посадку с весом, меньше максимального, может потребовать некоторой практики. Не ругайте себя, если вдруг вы случайно взмоете пару-тройку раз над ВПП. Но примите это во внимание и постарайтесь исправить свою ошибку в дальнейшем.

Регулярные полеты помогут вам чувствовать самолет «пятой точкой», как говорится. Не стоит это недооценивать. Некоторые опытные пилоты могут пролететь маршрут со сломанным указателем воздушной скорости, ориентируясь только на обороты двигателя и просто чувствуя скорость машины.   


Что делать, если вы забыли допустимую скорость пересечения порога ВПП при посадке?

Существует одна простая формула, которую пилоты используют для определения скорости пересечения порога ВПП при посадке — 1,3*Vso. Согласно этой формуле, воздушную скорость можно увеличить в 1,3 раза от скорости сваливания вашего ВС при условии, что шасси уже выпущены, а закрылки находятся в посадочной конфигурации. Вы можете увидеть, какая у вас скорость сваливания, используя индикатор ASI (указатель воздушной скорости), где белый сектор означает скорость сваливания ЛА.   

Помните, что 1,3*Vso является скорее оценкой, ежели точным числом. Настоятельно рекомендовано знать точную скорость при посадке ВС, чтобы работать только с точными данными, а не приблизительными числами. 


3. Избегайте потерю управления на одномоторном самолете

Потеря управления при посадке является одной из основных причин аварий в малой авиации. Если ситуация не привела к катастрофе, то однозначно приведет к травмам и значительному повреждению ЛА. Кроме того, может также быть повреждено и другое имущество, находящееся поблизости в ходе столкновения. 

Рис. 4. Пилот пытается посадить самолет при сильном боковом ветре


Главный виновник потери управления ВС — ветер. Боковой ветер становится проблемой даже для самых опытных пилотов малой авиации. Другие типы ветров, как попутный, порывистый, переменный ветер или его сдвиги, могут препятствовать пилоту в попытках сохранить контроль над управлением ВС при посадке. 


Будьте готовы

Аварии могут случаться со всеми: от новичков до асов с тысячами часами налета. Все, что мы можем сделать — это быть как можно более подготовленными и стараться справляться с непредвиденными ситуациями на все свои 100%. Первый шаг, который может сделать пилот — это использовать чеклисты. В данном случае мы рекомендуем начинать с проверки своего внутреннего состояния с помощью чеклиста «IMSAFE», который предлагает FAA. 

  • I – Illness (Болезнь). Если вы чувствуете себя плохо, лучше оставайтесь дома до скорейшего выздоровления; 
  • M – Medication (Лекарства). Пилоты, которые принимают особые препараты, должны учитывать их побочные эффекты;
  • S – Stress (Стресс). Во время полета лучше не иметь никаких внутренних переживаний, которые могут отвлечь вас от работы в кабине;
  • A – Alcohol (Алкоголь). Под действием алкоголя за штурвал лучше не садиться;
  • F – Fatigue (Усталость). Летать утомленным также опасно, как водить автомобиль;
  • E – Emotion (Эмоции).  Можно сравнить с пунктом о стрессе, только это будет касаться эмоционального состояния. 

Этот чеклист помогает пилотам оценить свою готовность к предстоящему полету. Существует множество факторов, которые могут негативно повлиять на вашу работоспособность в кабине. Мысленно проходите «IMSAFE» перед каждым своим вылетом, чтобы быть более уверенным в себе и в свои силы справиться с внештатными ситуациями.  

Пилотам рекомендуется часто сверять погоду. Кроме информации, которая дается перед вылетом, оцените самостоятельно погодные условия до того, как начнете выполнять заход на ВПП. 

Рис. 5. Книга от Pooleys, которая помогла многим курсантам подготовиться к сдаче тестов EASA CPL


Будьте честны с самим собой, а также помните обо всех ограничениях вашего ВС. Пилоты должны трезво осознавать свой уровень лётной подготовки и практиковать взлеты и посадки на различных типах ВПП в нестандартных погодных условиях. Возьмите с собой лётного инструктора, чтобы он выразил свое профессиональное мнение о ваших навыках и способах их улучшения.   

Заходя на посадку, будьте готовы сделать уход на второй круг, если не получается выполнить стабилизированный заход. Это нормально, если вы не чувствуете свою уверенность, что сейчас сможете посадить самолет. Выполните повторный заход, учитывая все неблагоприятные факторы, помешавшие вам в первый раз. Добавьте «уход на второй круг» в свою программу лётных тренировок.   

При посадке, старайтесь находиться по центру взлетно-посадочной полосы. Смещение в разные стороны отнимет у вас время на то, чтобы вовремя среагировать в случае неожиданного сдвига ветра или технических проблем с одной из стоек шасси. 

Сохраняйте управление на протяжении всей посадки. Пилоты должны быть осведомлены обо всех проблемах, которые могут случиться из-за погодных, технических или других условий. Иначе это приведет к капотированию или резким разворотам, а в итоге самолет просто столкнется крылом с землей. 


4. Когда начинать выравнивание?

В первом совете мы обсудили разделение посадки на 2 этапа. Мы писали, что во время подхода к ВПП на высоте около 10 футов нужно выравнивать самолет. А далее пилот создает в момент выравнивания посадочное положение, чтобы плавно посадить ВС на две основные стойки шасси. Но здесь есть одна проблема: пилоты не знают, как определить эти самые 10 футов над ВПП. Это связано с тем, что высотомеры на легких самолетах не настолько чувствительны, чтобы точно измерить это число. Такое условия делает спорным возможность выравниваться именно на 10 футах.   


Следите за приближением к земле

А ведь предложение начинать выравнивание на 10 футах над ВПП не является таким уж и спорным. Все, что вам нужно сделать, это посмотреть за пределы лобового стекла в момент посадки.  

Как ни странно это звучит, но чем ближе мы приближаемся к какому либо предмету, тем крупнее он становится, верно? То же самое происходит и с приближением к ВПП. Такой эмпирический феномен для измерения расстояния мы можем использовать, находясь примерно на 10 футов выше от взлетно-посадочной полосы. 

Рис. 6. Пилот готовиться к посадке


Дело в том, что ВПП экспоненциально увеличивается на 10-футовой отметке. Более того, полоса будет увеличиваться в 10 раз быстрее, чем на 20 футах. Поэтому на данной высоте пилоты интуитивно выравнивают самолет, чтобы подготовиться к касанию с землей. 


Делаем выводы

Мы озвучили 4 способа по улучшению техники посадки. Но этот список далеко не исчерпывающий! Конечно важно придерживаться этих четырех пунктов, однако это все только начало пути к совершенствованию техники пилотирования ВС. Мы хотим пожелать удачи всем нынешним и будущим пилотам, чтобы ваши взлеты равнялись количеству посадок!  


Напомним, что вы можете приобрести крепление в кабину MyGoFlight с присоской 

Вас также может заинтересовать набор из 9 книг для подготовки к экзаменам EASA PPL(A) Pooleys

Не забудьте о сумках авиационных Pooleys FC-8 синего цвета