Пассажиры часто переживают за свой предстоящий рейс еще до того, как сядут в самолет. Ведь нужно еще вовремя (за 2-3 часа) приехать в аэропорт, успеть пройти контроль и попасть на борт без лишних проблем. Кроме того, впереди многочасовой волнительный рейс, где болтанка периодически не дает спокойно уснуть, а если уж сильно повезет, то сосед будет либо громко храпеть, либо без умолку рассказывать о том, как он впервые летит на самолете. Стоит ли добавить влияние радиации в список «пассажирских забот»? Если да, то как мы можем защитить себя от радиации во время полета? 

Вредны ли авиаперелеты для вашего здоровья?

Если вы не путешествуете на самолете слишком часто (практически живете в самолете), то вероятно, что нет. Несмотря на то, что мы подвергаемся излучению на большой высоте, его крайне недостаточно, чтобы это могло повлиять на пассажиров и вызвать проблемы со здоровьем. 


Космические лучи и радиация в небе

Прежде, чем говорить о влиянии радиации на человека, задумайтесь на минутку — откуда идет излучение? Многие пассажиры в аэропорту часто твердят, что основная доза радиации идет от рентгенотелевизионных интроскопов (РТИ) и от стационарного металлодетектора (а ведь он вообще не излучает радиацию). Другие считают, что все дело в оборудовании на борту самолета. Однако причина кроется совсем в другом. 

Космические лучи являются первым источником радиации в небе. Сильнее всего ее чувствуют астронавты, когда они покидают атмосферу Земли. Тем не менее, простым землянам необязательно выходить на орбиту, чтобы почувствовать ее воздействие на организм. Газовая оболочка нашей планеты защищает нас от большинства лучей, но летая на большой высоте, пассажиры незаметно приближаются к ним.  

С одной стороны, уровень воздействия все еще довольно мал. С другой стороны, пассажиры и экипаж подвергаются этой малой дозой излучения каждый раз, когда они летают на больших эшелонах. 

Конечно, сама радиация вряд ли кажется чем-то специфическим для полетов. Ежедневно люди сталкиваются с ней, пользуясь электронными приборами: от микроволновок до смартфонов. И очень мало, кто страдает от последствий эксплуатации таких девайсов (по крайне мере, пока). Это потому, что недостаточно лишь однажды подвергнуться воздействию лучей. Этот процесс должен быть длительным и достаточным, чтобы получение критической дозы «засчиталось».




Присутствует ли радиация в самолете? - Да, но ее недостаточно, чтобы навредить организму человека

За некоторыми исключениями, ни один из вышеперечисленных пунктов не относится к непосредственному влиянию радиации. Полеты, которые мы совершаем, далеки от зоны поражения космических лучей. Их недостаточно на той высоте, на которой летают большие авиалайнеры.  


Радиация в самолете vs Рентгеновское излучение

Для сравнения: количество радиации, которое вы испытываете в результате облучения в самолете, меньше, чем то количество, которое вы бы получили при рентгенографии грудной клетки. 


Влияет ли продолжительность рейса на количество получаемой дозы облучения

Влияет ли? - да. Но с оговоркой, что это не будет иметь большого значения, учитывая крайне небольшое количество радиации. Чем дольше вы летите, тем дольше вы подвергаетесь воздействию космической радиации. То же самое относится и к высоте — чем выше вы летите, тем выше риск воздействия. В среднем, на большой высоте эта доза составляет до 1,5 мкЗв/час. Обозначим факт, что люди на земле получают нормальную дозу радиации 0,33 мкЗв/час. Эта цифра увеличивается с тем, как долго вы проводите время в небе, и как высоко вы забрались. 

Рис. 1. Том Стукер – рекордсмен по количеству пройденных миль в самолете


Возьмем один из самых экстремальных случаев. Том Стукер — 67-летний бизнесмен, который за свою жизнь преодолел 21 миллион миль в воздухе. Это абсолютный рекорд планеты для путешественников. В общей сложности, он пробыл в небе примерно 3,7 лет. С таким большим количеством проведенного времени в воздухе риск составил для него всего на 0,7 мкЗв/час на высоте 30,000 футов. Это значит, что у нас есть только 25% шанс заболеть смертельной формой рака. А в случае со Стукером, вероятность появления болезни увеличивается лишь до 25,5%. Такой дозы облучения не хватит, чтобы создать ощутимые последствия для своего организма. Чтобы действительно заболеть от радиации в самолете, вам нужно буквально жить над облаками или вовсе преодолеть высоту атмосферы Земли, как это делают астронавты. 


Полет ночью снижает уровень излучения?

Некоторые люди просто не переносят смену часовых поясов на фоне общей усталости, которая может сопровождаться красными и невыспанными глазами.  Но если так получится защититься от космических лучей, может, оно того стоит?  



Космические лучи — они на то «космические», что приходят из космоса. Для них нет разницы, день или ночь сейчас в вашем регионе. Пока Солнце и другие звезды нашей солнечной системы выделяют излучение, оно будет попадать в нашу атмосферу, где бы мы не были. 


Существует ли риск в таких условиях летать беременным женщинам?

Как бы женщины не были вознаграждены спустя 9 месяцев, но быть беременной — это один из самых трудных периодов в их жизни. С одной стороны, это как «работа на полный день», а с другой стороны, женщинам, в добавок, приходится сталкиваться со всеми видами ограничений на нагрузки, связанные с их образом жизни, включая развлечения.  

Рис. 3. Какую дозу радиации мы получаем в повседневной жизни


Они должны отказаться от вина, кофеина, а также от любых видов деятельности — будем ли мы еще добавлять сюда запрет на полеты? Нужно ли вешать табличку с предупреждением о воздействии радиации, как в кабинете у врача рентгенолога?  

В то время, как полеты могут быть обременительными для беременных женщин по множеству других причин, влияние радиации в самолете не входит в этот список. Как уже мы писали ранее, люди на высоте 30,000 футов получают меньшую дозу радиации, чем от рентгеновского аппарата, которого беременным матерям рекомендуется избегать.  

А если сравнить большие авиалайнеры с маленькими самолетами? Легкая авиация, теоретически, более безопасна, так как пилоты на таких ВС летают на низких высотах и, таким образом, дальше от космического излучения. Хотя эти отличия совсем незначительны. 


Младенцы в самолете

Должны ли новоиспеченные родители забыть о перелетах на время, пока их ребенок еще слишком мал? Здесь, опять же, ответ в значительной степени «нет», хотя эта категория помечена особой звездочкой, в отличие от других.  

Младенцы подвергаются большему риску, чем взрослые люди. Однако мы предположим, что перелет семьи с маленьким ребенком не будет слишком продолжительным для того, чтобы радиация смогла повлиять на них как-то негативно.  

Рис. 4. Мама с младенцем в самолете


Допустим, вы планируете пару длительных рейсов на самолете или несколько коротких, общей продолжительностью около 15 часов, на высоте 30,000 футов. Вы поглощаете дозу облучения около 0,8-1,2 мкЗв/час. Напомним, что на земле вы ежедневно получаете 0,33 мкЗв/час. Хотя этот риск технически выше, но он не играет большой роли. Летая на самолете, младенцы будут чувствовать себя спокойно, так как еще не было подобных случаев возникновения болезней у детей из-за радиации в самолете.   


Высота и ее отношение к радиации

Мы уже касались немного этой темы. Насколько велик фактор риска в зависимости от того, на какой высоте вы летите? Ответ простой — невелик. В конце концов, если бы высота была основной причиной появления рака, вызванного радиацией, люди вряд ли могли бы жить в Альпах, Андах или Скалистых горах. 

Правительство Великобритании оценивает дозу облучения в трансатлантическом полете в 0,8 мкЗв/час — меньше, чем при компьютерной томографии (1,4 мкЗв/час) или среднегодовом облучении граждан Великобритании (2,7 мЗв/год) и США (6,2 мЗв/год).  

То же самое относится и к самолетам. Технически все верно, как мы указывали выше, что ЛА, летящий на более низкой высоте, имеет возможность получать меньше излучения. Однако его насколько мало, что пассажиры и члены экипажа могут летать спокойно.  


Напомним, что вы можете купить детские шумоизолирующие наушники 

Также вас может заинтересовать дозиметр индивидуальный гамма излучения ДКГ-РМ1904А

Не забудьте о портативной кислородной системе SkyOx