Лишиться свидетельства пилота сложно. Бывали случаи привлечения к уголовной ответственности экипажа, но даже здесь удается вернуть себе лицензию.

Есть лишь один способ потерять лётное свидетельство безвозвратно — это незачет на медицинском экзамене ВЛЭК. Более того, если вы только планируете стать пилотом, имея конкретные медицинские противопоказания, существует риск не получить лицензию.

К счастью, многие оценки врачей можно обжаловать, если вы покажете, что в течение определенного периода времени контролировали свое состояние здоровья.

Рис. 1. Пилот на этапе прохождения ВЛЭК

В правилах FAA насчитывается 15 диагнозов. Рекомендуем заранее проконсультироваться с врачом обо всех возможных предпосылках к заболеваниям из перечня, а также о их лечении.

1. Стенокардия

Стенокардия — это приступы внезапной боли в груди в следствие острого недостатка кровоснабжения миокарда. Часто ее путают с сердечным приступом, однако — это 2 разных понятия. Тем не менее, это признак грядущих болезней сердца.

Стенокардия возникает в следствие физических нагрузок или эмоциональных событий. Людям с легкой формой достаточно просто вести здоровый образ жизни. А вот тем, у кого стенокардия тяжелой формы, потребуется наблюдение врача.

2. Биполярное расстройство

Биполярное расстройство, также известное, как маниакально-депрессивное расстройство, представляет собой болезнь, которая вызывает резкие изменения в настроении, уровне выделяемой энергии и активности, (не)возможность выполнять повседневные задачи.

По данным Национального института психического здоровья есть 4 основных типа расстройства от депрессивных эпизодов до маниакальных. Люди не выбирают биполярное заболевание, однако у FAA есть причины, по которым они не выдают PPL. В истории авиации существует большое количество примеров, когда пилоты резко сменяли настроение на суицидальное, тем самым подвергнув опасности пассажиров (катастрофа A320 компании Germanwings в 2015 году).

Рис. 2. Врач заполняет медкарту пилота

FAA может предоставить медицинское свидетельство, если «состояние пилота находится под надлежащим контролем».

3. Замена сердечного клапана

При возникновении проблем с сердечным клапаном у пилота может появиться усталость, одышка, головокружение, отек лодыжек и стоп, обморок и аритмия. В некоторых случаях потребуется полная замена сердечного клапана на механический или органический.

4. Ишемическая болезнь сердца

Ишемическая болезнь сердца бывает двух типов: острая и хроническая. Согласно FAA, хроническая форма болезни сердца может стать препятствием, если она «имела симптоматический или клинический характер».

Стенокардия является одним из симптомов ишемической болезни сердца. Другими симптомами также являются одышка и сердечный приступ. В наши дни она спокойно лечится как хирургическими, так и терапевтическими методами, если выявить ее на ранних стадиях.

5. Сахарный диабет, требующий приема гипогликемических препаратов

Диабет 1 типа — более тяжелая форма заболевания. Она не поддается лечению за счет простых изменений в образе жизни, таких как здоровая диета и физические упражнения. Здесь требуется инсулин.

Рис. 3. Проверка уровня сахара в крови при лечении диабета


Симптомы диабета 1 типа проясняют, почему FAA с осторожностью выдает свидетельства PPL людям, имеющим такой диагноз: сильная жажда, голод и перепады настроения, такие как раздражительность, утомляемость или ухудшение зрения. Эти факторы крайне сильно влияют на эффективность работы пилота в кабине ВС.

6. Потеря сознания без видимой причины

Медицинские противопоказания можно разбить на подгруппы. AOPA их делит на:

  • Зрение;
  • Ухо, горло, нос;
  • Психическое состояние;
  • Нервную систему;
  • Сердечно-сосудистые заболевания;
  • Общие заболевания.

И все они могут сопутствовать внезапной потере сознания. Важное отличие заключается в том, что явной причины здесь нет. Это может быть заболевание какой-то одной подгруппы, а может и сочетание всех сразу. AOPA объясняет:

«Некоторые случаи потери сознания могут быть напрямую связаны с неврологической проблемой, но также могут в себе объединять и сердечно-сосудистые и нейрокардиальные патологии. В данном случае для установления диагноза требуется обширное кардиологическое и неврологическое обследование. Если точный диагноз не поставлен, FAA будет наблюдать как минимум год, пока симптомы не проявят себя».

Период определения конкретных симптомов может быть длительным. Но даже после выявления причин нет гарантий, что ВЛЭК одобрит кандидата.

7. Эпилепсия

Расстройство, поражающее центральную нервную систему. Она вызывает припадки, потери сознания, в том числе необычное поведение. Ее симптомами являются кратковременные замешательства, потеря осведомленности, чувство страха и/или беспокойства. Чаще всего эпилепсия проявляется на генетическом уровне, а также из-за тяжелой травмы головы, инсультов, повреждений головного мозга, а также расстройств развития.

Однако люди с эпилепсией имеют шансы пройти медицинскую комиссию. AOPA проливает свет на условия, при которым человек может получить свидетельство PPL:

«История эпилепсии может рассматриваться для сертификации только в том случае, если прошло не менее 10 лет с момента последнего припадка и не менее 10 лет с момента применения противосудорожных препаратов. История одного приступа может быть пересмотрена, если с момента последнего приступа прошло не менее 4 лет, при этом не проводилась никакая противосудорожная лекарственная терапия в течении 2 лет».

Выполнив условия, шанс получить лётное свидетельство значительно увеличится.

8. Пересадка сердца

Люди, требующие операцию по пересадке сердца, могут иметь одни из самых сложных заболеваний, для которых нет иного лечения. Осложнения, которые могут проявиться после такой операции, не дают возможности получения свидетельства пилота. FAA очень строго относится к кандидатам, имеющим сердечные заболевания такого рода.

9. Инфаркт миокарда

Медицинский термин, обозначающий сердечный приступ. Чаще всего проявляется в результате чрезмерного употребления жирной пищи, холестерина и других нездоровых веществ. Большинство людей знают симптомы сердечного приступа, однако не все испытывают одни и те же признаки, и даже могут иметь разные степени тяжести. В результате возникает путаница относительно того, есть ли он у человека вообще.

Некоторые чувствуют легкую боль, у других она более сильная. Кто-то вообще не видит симптомов, а у кого-то внезапно остановилось сердце на пару секунд. Чем больше пациент находит признаков, тем больше вероятность сердечного приступа.

Врачи настоятельно рекомендуют следить за этим. Дело не в том, будете ли вы летать или нет — это вопрос жизни.

10. Установка кардиостимулятора

Кардиостимуляторы — это маленькие гаджеты, которые вживляются рядом с сердцем. Они стабилизируют работу сердечного ритма. Используют для лечения замедленного сердцебиения.

Рис. 4. Расположение кардиостимулятора в теле человека


Кардиостимулятор бывает постоянным и временным. FAA интересует только постоянный кардиостимулятор, так как он применяется для лечения пациентов с медленным или нерегулярным сердцебиением, а также для тех, кто рискует заболеть сердечной недостаточностью без его наличия.

Работая с некоторым оборудованием, этот маленький гаджет имеет все шансы выйти из строя, тем самым навредив целому организму.

11. Расстройство личности

Чтобы установить такой диагноз, у пилота должно проявиться «необычное» поведение. Например, игнорирование в некоторых социальных ситуациях, импульсивное поведение и/или пренебрежительное отношение к правилам, установленным в социуме. FAA описывает расстройство личности следующим образом:

«Эти расстройства обычно связаны с давними поведенческими проблемами, серьезными (преступными) или относительно небольшими (прогулы, мелкие уголовные и гражданские проступки, социальная нестабильность). Предыдущие несоблюдения авиационных правил являются примерами таких действий».

Пилоту не выдадут (или заберут) лётное свидетельство при данных условиях, даже если его симптомы длились непродолжительное время или если эти симптомы несут лёгкий характер. FAA будет искать эпизоды, нарушающие работу в повседневной жизни человека. Такие эпизоды приведут либо к отсрочке, либо к прямому отказу в выдаче PPL.

12. Психоз

Нужно знать единственную вещь: психоз — это симптом, а не болезнь. Психотический эпизод возникает, когда человек испытывает «разрыв с реальностью». Он может видеть, слышать или убеждаться в том, что нереально.

Психоз может быть связан с недосыпанием, злоупотреблением алкоголем или наркотиками, травматическими событиями и травмами головного мозга. Как видите, медицинские противопоказания для работы пилота в нашем списке редко существуют сами по себе. Часто они пересекаются, объединяя симптомы и заболевания.

13. Злоупотребление алкоголем и наркотиками

Мы не просто так акцентировали внимание на пересечении симптомов. Однако не стоит путать злоупотребление с зависимостью.

Под словом «злоупотребление» нет конкретных цифр и значений, потому что для разных людей существуют разные «границы». Возьмем, к примеру, алкоголь: согласно данным из мобильного приложения WebMD (справочник по лекарствам, заболеваниям и способам их лечения), мужчина, который выпивает более 4 бокалов спиртных напитков в день или 14+ бокалов в неделю — это «слишком много». Для женщин это варьируется от 3 бокалов в день или 7+ бокалов в неделю.

Пилоты должны быть честны перед самими собой. Особенно это касается употребления перед рейсами. Проговорите внутри себя чеклист IMSAFE, чтобы удостовериться в готовности к предстоящему полету. Жизнь, которую вы спасете, может быть ваша собственная.

14. Зависимость от препаратов

Как следует из названия, зависимость от препаратов — это когда человеку необходимо принимать медикаменты для нормального ежедневного функционирования организма. Такая зависимость относится к людям с повышенным артериальным давлением, диабетом и глаукомой и тому подобное.

Рис. 5. Назначение большого количества жизненно необходимых препаратов


Давайте разберем на примере диабета. Как мы писали выше, диабет 1 типа является противопоказанием для получения свидетельства пилота. Так сложилось потому, что человек настолько зависим от инсулина, что без него организм начнет плохо функционировать. Это касается и многих других симптомов и заболеваний.

15. Временная потеря контроля над функциями нервной системы без конкретной причины

К нервной системе относятся нарушения органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. К сожалению, нервная система подвержена различными факторами: травмы, инфекции, аутоимунные заболевания и многие другие, которые могут помешать нормальному функционированию.

Человек может определить расстройство нервной системы по определенным симптомам, но каждый испытывает их по разному. Обязательно проконсультируйтесь с врачом, если считаете, что любой из этих симптомов может к вам относиться:

  • Постоянные или внезапные головные боли;
  • Потеря чувствительности или покалывание в конечностях;
  • Ослабление или потеря мышечной силы;
  • Двоение в глазах или слепота;
  • Отсутствие координации.

Данный пункт очень обширен, поэтому мы рекомендуем поговорить с медработником по любым вопросам, которые вас заинтересуют.

Поделитесь своими мыслями

Наличие медицинских противопоказаний для пилота может казаться неприятным. Однако, если вы покажете экзаменаторам ВЛЭК, что контролируете свое состояние здоровья на приемлемом уровне, вас одобрят для продолжения работы в карьере пилота.

Рис. 6. Нажмите на картинку для заказа в магазине Crewshop


Расскажите, сталкивались ли вы с проблемами со здоровьем, препятствующими выдаче свидетельства PPL/CPL? Подавали ли вы когда-нибудь прошение о разрешении летать после того, как у вас диагностировали заболевание, относящееся к противопоказаниям для работы пилота? Поделитесь своим опытом с коллегами, а также с будущими пилотами, которые мечтают стать на путь авиатора, в комментариях ниже!

Напомним, что вы можете приобрести книгу «Энциклопедия пилота» второе издание

Вас также может заинтересовать книга о человеческом факторе от шеф пилота Джона Свона

Не забудьте про набор аксессуаров для паспорта Design 4 Pilots