Чеклисты для пилота так же важны, как любое другое снаряжение, необходимое для выполнения полета. Они могут быть напечатаны на ламинированной бумаге или просто могут храниться в памяти. Пилоты даже используют некоторые особые хитрости в виде мнемоник (особых приемов, помогающих запоминать информацию с помощью ассоциаций). 

Если вам интересны приемы мнемоники или вы часто пользуетесь чеклистами, тогда вы попали на нужную страницу! Корректно составленные чеклисты, которые мы приведем ниже, помогут вам справиться с большинством ситуаций, где требуется четкость действий, уверенность в том, что вы правильно справитесь со всем на 100%. 


Мы с вами рассмотрим следующие темы:

  1. Как мы используем чеклисты в повседневной жизни.
  2. Важность использования чеклистов пилотам.
  3. Мнемоника.

                +1 специальный чеклист для пилотов.


Таким образом вы сможете протестировать множество разных чеклистов в работе (и в быту). Экспериментируйте с нашими примерами и дополняйте их своими методами проведения контрольных проверок. 


Ежедневные чеклисты

Рис. 1. А вы составляете себе чеклист на день?


Мы используем их в повседневной жизни, даже не осознавая этого. Возьмем, к примеру, вождение автомобилем. Конечно, у вас нет в салоне ламинированной карты контрольных проверок, приклеенной к рулю, но вы, тем не менее, выполняете одну и ту же процедуру каждый раз, когда присаживаетесь в машину. Это выглядит примерно так:

  • Сесть в авто;
  • Пристегнуть ремни безопасности;
  • Проверить все зеркала заднего вида;
  • Вставить ключ в зажигание и запустить двигатель;
  • Установить передачу и начать движение.


Помимо этих пяти шагов вы также делаете еще множество других вещей. Например, вы проверяете визуально свою машину, чтобы убедиться, насколько целой она выглядит. Вы смотрите на шины и проверяете, достаточно ли они подкачаны. А если внешний вид автомобиля слегка грязный, горит индикатор «проверьте масло», а фары запотевшие, тогда вы знаете, чем будете заниматься в ближайшие выходные.  

Что удивительно, вы даже не задумываетесь над всеми этими действиями. Вы водите машину каждый день, поэтому все время находитесь «в режиме автопилота». Но для этого вы должны были пройти длинный путь от ученика водительской школы до мастера. И теперь вы пожинаете плоды своего труда, доведя все действия до автоматизма.

Вождение — не единственный случай, где вы мысленно используете чеклисты в бытовой жизни.  Но это самая близкая аналогия, которую можно было провести с управлением самолета. Однако, в отличии от вождения, полет предполагает перемещение по трём осевым координатам на высоте несколько десятков тысяч футов над землей. Что априори не является таким простым занятием, не считая того, что вы не летаете так часто, как сидите за рулем.


Нужны ли пилотам чеклисты

Рис. 2. Такие подсказки могут здорово помочь вам однажды в полете


«Привычка упрощает наши движения, делает их более точными и уменьшает вызываемую ими усталость» - Уильям Джеймс.


Вы вряд ли найдете много пилотов, которые скажут, что чеклисты им не нужны. Однако такие все же существуют. И у них есть два интересных аргумента:


  1. Человеческой памяти должно хватить, чтобы заменить печатные варианты чеклистов;
  2. Чеклисты работают таким образом, чтобы пилот никогда не понял, что стоит за каждым написанным действием.


Нам кажется, что если у пилотов сформировалось такое четкое мнение, которое является полной противоположностью большинства, тогда оно действительно заслуживает внимания. Ведь основная часть считает использование чеклистов абсолютно здравым смыслом и необходимой процедурой для повышения безопасности в авиации. Давайте рассмотрим каждый аргумент по порядку.


«Чеклист — это «костыль»

Рис. 3. Чеклист самолета Ан-74ТК-100


В американском сленге слово «crutch» (с англ. «костыль») означает «ненадежное решение». Поэтому со вторым аргументом мы согласны. Слепо использовать чеклист ради порядка еще никому не помогало. Пилоты должны осознавать, зачем и почему они делают конкретные шаги, указанные в карте контрольных проверок. Тогда их действия будут эффективны.

В одной из своих статей пилот-инструктор Джон Лемминг для Air Fact Journal приводил историю из жизни, когда он работал лётным инструктором в Австралии:


«Однажды я дал курсанту, у которого было всего 15 часов налёта, двойную проверку. Пристегнувшись, он сказал мне, что забыл взять с собой чеклист, и спросил, не буду ли я возражать, если он за ним вернется. 

«Забудь о нем», - ответил я. «Тебе не нужен чеклист для Cessna 150», - и попросил его показать все, что он умеет. Курсант замолк на минуту, после чего ответил извиняющимся тоном, что без него он не сможет запустить двигатель».


Прочитав эту историю, нам бы очень хотелось поддержать этого парня. Однако такая ситуация не может не охарактеризовать курсанта, как слабо подготовленного, учитывая, что он не смог запустить двигатель без карты в руках. Все таки, самолет Cessna 150 разработан специально для обучения курсантов. 

Вероятно, что это был бы разочаровывающим опытом для любого инструктора. Но не для Лемминга. Ведь не каждый служил в Королевских ВВС или в любом другом военном подразделении, что подводит нас к следующему пункту. 


«Достаточно просто запомнить»


Рис. 4. Карта контрольных проверок в руках у инструктора


Джон Лемминг, бывший пилот Королевских ВВС Австралии, рассказывал следующее:


«Мнемонику официально не использовали в лётной работе, поэтому люди, испытывающие проблемы с запоминанием, изобрели собственную технику того, как сохранить в памяти необходимый алгоритм действий при проверке кабины экипажа. При чем, они это делали тихо, чтобы их инструктор не услышал. Однако, такая техника нашла свое место в этом мире и теперь я даже использую ее для обучения курсантов малой авиации».


Во-первых, давайте признаем, что у пилотов королевских ВВС ставки намного выше, чем у любой другой авиации. Конечно, здесь есть некоторые сходства, но они не идут параллельно бок  о бок. Это касается больше военной авиации.

Во-вторых, смотреть так свысока на людей, использующих чеклисты во время каждого полета — это несправедливо. Таким же образом можно сказать, что считать по правилам PEMDAS (мнемоника, означающая «исчисление, экспоненты, деление, умножение, сложение, вычитание») — это нормально, а на пальцах — нет. Оба варианта помогают перепроверить ваши расчеты и сэкономить немного времени. Проблема в том, что некоторые люди называют последнее ребячеством, что смешно, если они все равно получат в конце один и тот же  результат. 

В третьих, мнемоника, по сути — это и есть чеклист! Подумайте еще раз о PEMDAS. Этот алгоритм кажется очень простым, но достаточно один раз ошибиться на одном из последующих шагов, и у вас все пойдет неправильно. 

В итоге, не каждый пилот ГА имеет опыт работы в ВВС. Так же, как и не каждый пилот ГА летает на одинаковом уровне со всеми. Что касается первого аргумента про запоминание, то мы считаем, что на это право заслуживает каждый, но не каждому удается безошибочно следовать всем указаниям с чеклиста по памяти. Иметь бумажную версию карты контрольных проверок никогда не помешает.


Как применять мнемоники

Мнемоника — это мысленный чеклист, который позволяет людям запоминать длинные и сложные алгоритмы. Обычно мнемоники выглядят, как набор букв, напоминающих реальное слово. Но каждая буква здесь представляет конкретное значение, которое нужно выучить наизусть. 

Поначалу это может показаться необычным и довольно пугающим. Однако мнемоника является отличным способом сохранить больше количество информации, при этом не занимая много места в голове. Приведем несколько самых простых и популярных мнемоник, используемых в авиации.


GUMPS

Рис. 5. Наклейка “GUMPS”, означающая одну из мнемоник


GUMPS – одна из наиболее часто используемых авиационных мнемоник. Она служит для предотвращения рассеянности внимания при заходе на посадку, а также для запоминания всех важных шагов в процессе выполнения данной процедуры.


G – Gas (топливо). Убедитесь, что:

  • В обоих баках присутствует топливо;
  • Топливный насос включен (если он есть);
  • Давление топлива находится в пределах нормы.

U – Undercarriage (шасси). Убедитесь, что шасси выпущено.

M – Mixture (топливная смесь). Обогатите топливную смесь самолета.

P – Propeller (винт). Проверьте, установлен ли малый шаг (если винт изменяемого шага).

S – Seat belts and switches (ремни безопасности и другие переключатели). Убедитесь, что вы пристегнуты ремнями безопасности. Также проверьте, включены ли посадочные фары, обогрев ПВД и другие необходимые переключатели. 


IMSAFE

Рис. 6. Чеклист IMSAFE


IMSAFE – еще одна распространенная мнемоника в авиации. Она помогает оценить, готов ли пилот к выполнению предстоящего вылета. Есть много факторов, которые могут отрицательно повлиять на безопасность. Читайте этот чеклист каждый раз перед полетом и вы будете чувствовать себя более уверенно. Мы его ранее упоминали в нашей статье «Как идеально выполнить посадку на одномоторном самолете» и продублировать его здесь еще раз мы считаем своим долгом:


I – Illness (болезнь). Если вы чувствуете себя плохо, лучше оставайтесь дома до скорейшего выздоровления. 

M – Medication (лекарства). Пилоты, которые принимают особые препараты, должны учитывать их побочные эффекты.

S – Stress (стресс). Во время полета лучше не иметь никаких внутренних переживаний, которые могут отвлечь вас от работы в кабине.

A – Alcohol (алкоголь). Под действием алкоголя за штурвал лучше не садиться.

F – Fatigue (усталость). Летать утомленным также опасно, как водить автомобиль.

E – Emotion (эмоции). Можно сравнить с пунктом о стрессе, только это будет касаться эмоционального состояния. 


ARROW

Рис. 7. Пилоты должны всегда иметь на борту обязательный перечень документов


Перед тем, как сесть за штурвал воздушного судна, вы должны убедиться о наличии на борту надлежащей документации. Носить их с собой — это ваша прямая обязанность, а без стопки документов вы будете виновны перед законом. В этом деле вам поможет еще одна мнемоника ARROW;


A – Airworthiness certificate. Сертификат лётной годности ВС.

R – Registration certificate. Свидетельство о регистрации ВС.

R – Radio station license. Лицензия на использование бортовых радиостанций.

O – Check your AFM, POH. Проверьте наличие лётного руководства и руководства по производству полетов.

W – Weight and Balance. Масса и центровка. 


Многие пилоты хранят эти и другие документы в прозрачной сумке в багажном отсеке воздушного судна.


(A)TOMATO FLAMES + FLAPS

Рис. 8. Приборная доска одномоторной цессны


Применение данной мнемоники распространяется на пилотов, выполняющих полеты по ПВП днем и ночью. По сути, это напоминание о всех инструментах и другом оборудовании, которые должны быть на борту, чтобы ВС признали годным к полетам. В основном, мнемоника имеет отношение к FAA 14 CFR §91.205.


Для полетов в дневное время суток документ требует:


(A) – Airspeed indicator. Индикатор воздушной скорости.

T – Tachometer. Тахометр (по одному на каждый двигатель).

O – Oil pressure gauge. Манометр давления масла (по одному на каждый двигатель).

M – Manifold pressure gauge. Манометр наддува в коллекторе (по одному на каждый двигатель).

A – Altimeter. Высотомер.

T – Temperature gauge. Датчик температуры головок цилиндра.

O – Oil temperature gauge. Датчик температуры масла.

F – Fuel gauge. Датчик уровня топлива.

L – Landing gear position indicator. Индикатор положения шасси.

A – Anti-collision lights. Огни предотвращения столкновения ВС.

M – Magnetic compass. Магнитный компас.

E – Emergency locator transmitter. Аварийный радиомаяк.

S – Safety belts. Ремни безопасности.


Для ночных полетов по ПВП требуются:


F – Fuses. Предохранители. 

L – Landing lights. Посадочные огни.

A – Anti-collision lights. Огни предотвращения столкновения ВС. 

P – Position lights. Огни указания положения ВС.

S – Source of electricity. Источник электричества (вроде генератора). 


SAFETY

Рис. 9. Берите пассажиров с собой, но помните о их безопасности


Мы готовы поспорить, что вам не всегда нравится летать в одиночестве. Бывают дни, когда хочется взять с собой кого-то и вместе полетать часик-другой над любимыми ландшафтами. 

Конечно, есть сильное желание поделиться такой необыкновенной красотой с друзьями и близкими. Но, если вы завсегда готовы оседлать крылатую машину, то это не означает, что они готовы ровно настолько же. Быть пассажиром в маленьком самолете — это не то же самое, что быть пассажиром в автомобиле.

Будучи пилотом, вы должны подготовить пассажира ко всему, с чем ему предстоит столкнуться. Используйте эту прекрасную мнемонику SAFETY, чтобы помочь себе и своим пассажирам получить от полета максимум удовольствия!


S – Seat belts/shoulder harnesses fastened. Убедитесь, что ремни безопасности и плечевые ремни надежно пристегнуты. Сиденья отрегулированы и заблокированы.

A – Air vent. Осмотрите расположение и работу вентиляционного отверстия. Проверьте его чистоту. Обдумайте план действий при возникновении неполадок.

F – Fire extinguisher. Проверьте расположение и работоспособность огнетушителя.

E – Exit door. Проверьте безопасность выходных дверей. Продумайте план эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации. Убедитесь в наличии дополнительного оборудования на случай эвакуации пассажиров.

T – Traffic scanning, spotting, notifying. Сканирование движения других бортов, их обнаружение, а также проверьте работоспособность всех аварийных уведомлений о приближении других бортов.

Y – Your (the passenger’s) questions. Ваши вопросы (или вопросы пассажира). Общайтесь с пассажиром, спрашивайте, все ли им нравится. Обращайте внимание на их пожелания и просьбы, касательно полета.


P. S. +1 Специальный чеклист для пилотов

Рис. 10. Обращайте внимание на каждую деталь ВС перед покупкой


Специальные чеклисты полезны при особых ситуациях. Они редко могут вам понадобиться, так как содержат информацию, с которой большинство частных пилотов не сталкиваются так часто. Они связаны с проверками бортжурналов, внешних и внутренних осмотров ВС перед покупкой и так далее. 

Их запоминать не обязательно, но они могут отложиться в памяти при регулярном чтении. Используйте их, чтобы проверять самого себя. Если забудете выполнить какой-то из шагов, смело подглядывайте в чеклист. Возможно, первое время вам может быть неловко, но позже вы удивитесь, насколько это полезная штука!


Чеклист для покупки ВС

Покупка ВС — один из самых ответственных моментов в жизни пилота. В некоторых случаях цена за один самолет достигает выше стоимости 2-3 комнатной квартиры. Именно по этой причине не очень хочется быть неподготовленным к покупке самолета. Грустно получить развалюху в обмен на десятки, если не сотни тысяч долларов.

Не так давно мы написали статью «Покупка вашего первого самолета: пошаговая инструкция». Там мы обсудили такие темы, как формирование бюджета, варианты оплаты и поиск нового ВС. Это большое количество информации, которую трудно запомнить и легко забыть. Чеклист, с которым мы сейчас поделимся, должен послужить ориентиром того, чего можно ожидать при покупке самолета.


1. Выбор самолета:

        • Где находится продавец и его предлагаемый самолет?

        • Какие факторы влияют на стоимость самолета при перепродаже:

            ◦ Сколько налетал самолет за все время?

            ◦ Какая авионика или другое оборудование установлено на борту?

            ◦ История повреждений;

            ◦ Каков внешний вид ВС и в каком состоянии его кабина внутри?

2. Право собственности на самолет:

        • Убедитесь, что на самолет не наложено никаких арестов.

3. Документы на самолет:

        • Убедитесь, что у вас на руках будут все необходимые документы:

            ◦ Чек на продажу, условный контракт или подтверждение о покупке ВС;

            ◦ Сертификат лётной годности;

            ◦ Журнал техобслуживания ВС.

4. Руководства:

        • Убедитесь, что все руководства были переданы вместе с самолетом:

            ◦ Руководство по авионике;

            ◦ Руководство по летной эксплуатации;

            ◦ Любые другие руководства по оборудованию.

5. Учетная документация техобслуживания:

        • Изучите все документы по техобслуживанию:

            ◦ Убедитесь, что крайняя проверка ВС актуальна на сегодняшний день.


Этот чеклист можно самому дополнить, что-то убрать или полностью изменить по желанию. Но старайтесь по возможности использовать такие подсказки, которые помогут вам более тщательно подойти к проверке выбранного самолета перед покупкой.  Составьте свой чеклист, похожий на этот, в соответствии с вашими потребностями. 

Рис. 11. Самолетная гарнитура David Clark H10-13S в магазине Crewshop по очень выгодной цене!


Поделитесь своими мыслями

Как чеклисты помогают вам в полете? Считаете ли вы, что их не нужно носить с собой, а только запоминать наизусть? Какие мнемоники вы используете в жизни? Напишите нам в комментарии.  И подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы первым узнавать о свежих обновлениях! Всем прекрасного дня!


Напомним, что вы можете приобрести чеклист по самолету Piper PA28 

Вас также может заинтересовать РЛЭ Cessna 172M & Skyhawk 

Не забудьте про книгу Pooleys Air Pilot’s Manual Volume 4 “The Aeroplane -Technical”