Холодная погода не всегда бывает на руку пилотам. Вопреки оптимальным лётным характеристикам, отрицательное воздействие может оказать система обогрева самолета. Ее неисправность или повреждение деталей служит источником угарного газа в кабине самолета.
Вот что лётчик должен знать об угарном газе:
- Откуда он поступает;
- Как предотвратить попадание угарного газа в кабину;
- Какие средства существуют для его обнаружения.
Опасность
Система обогрева служит для поддержания приемлемой температуры воздуха в кабине воздушного судна. Утечка в выхлопной системе приводит к появлению в салоне угарного газа (CO). Он бесцветный, не имеет запаха и вкуса, но самое главное — он исключительно опасен.
Попадание ядовитого вещества в кровь вызывает гипоксию. В лучшем случае начнет болеть голова, как от соседского перфоратора. При высоком уровне его содержания станет труднее воспринимать информацию, картинка в голове начнет расплываться, а зрение падать. Пилот банально не в состоянии принять решение, наступает недееспособность. При этом мозг не отдает сигнал тревоги, все чувства напрочь приглушены.
Как бы там ни было, а от такого никто не застрахован. Честно говоря, я сам попал в такую передрягу год назад. Из-за трещины в выхлопной системе моего вертолета газ просачивался в кабину каждый раз, как только я нажимал на кнопку обогрева салона. Но я оказался счастливчиком, потому что у меня был хороший детектор угарного газа.
Как избежать появления угарного газа
Первым эффективным методом всегда был, есть и будет предполетный осмотр воздушного судна. Следует уделять внимание состоянию выхлопной системы. Первым делом нужно осмотреть трещины, дыры или любые другие повреждения, которые могут указывать на утечку. Если есть такая возможность, попросить техника выполнять тщательный осмотр при каждой смене масла.
Один из самых верных способов определить наличие газа — использовать детектор СО на каждом рейсе. Имея в арсенале качественное устройство, пилот выявит утечку еще до того, как она станет серьезной проблемой. Все детекторы измеряют уровень СО в частях на миллион (PPM) и предупреждают пилотов с помощью звуковых сигналов, лампочек и даже вибрации.
Так сколько это «слишком много»? При 8 часовом рабочем дне показатель 20 ppm считается приемлемым. А вот если концентрация газа равняется 50 ppm, уже будет ощущаться физическая слабость. Критической цифрой является 800-1000 ppm.
Осторожность — наш верный союзник. Это естественно, что концентрация в 200 ppm заставит пилота срочно действовать: выключить обогрев и совершить вынужденную посадку. Однако и более низкий уровень содержания газа может также повлиять на его работоспособность. Даже 35 ppm вызывает усталость и недомогание после одного часа пребывания в самолете. Если детектор угарного газа предупреждает о концентрации газа 35-50 ppm, это значит, что прибор работает на совесть.
Детектор СО надежно работает только при правильной эксплуатации. Перед полетом нужно быть уверенным, что он полностью заряжен, а чувствительный элемент заменяется каждые несколько лет в соответствии с указанием производителя. В кабине самолета прибор можно расположить перед собой, чтобы было комфортно следить за показателями устройства, не выполняя лишних действий руками и головой.
Детекторы угарного газа
На рынке представлено более сотни детекторов СО, однако большинство из них не подходят для авиации. Они не сигнализируют о присутствии газа в кабине до тех пор, пока концентрация СО не достигнет более 100 ppm. А некоторые вовсе не имеют звукового оповещения о присущей угрозе.
Мы можем предложить четыре наиболее эффективных устройства:
- Guardian Aero 553. (см. Рис 1.) Этот прибор отображает уровни концентрации угарного газа от 30 до 999 ppm. Guardian Aero 553 подает сигнал тревоги, если уровень СО превышает 50-70 ppm в течении более 5 минут или мгновенно сигнализирует о выбросе газа, превышающего 300 ppm в течении одной минуты. Кроме функции отслеживания окиси углерода, в Guardian Aero 553 установлены часы, таймер полета, датчик плотности воздуха на высоте, температура воздуха внутри и снаружи и высотомер.
Рис. 1. Guardian Aero 553 (Фото: www.crewshop.ua)
- Tocsin 3. (см. Рис. 2) Детектор имеет три режима оповещения: звуковой сигнал на 90 дБ, мигающий красный цвет и вибрацию. Встроенный экран показывает концентрацию СО в реальном времени, однако габариты устройства слишком малы, чтобы его установить где-угодно. Для этого используется крепкий зажим, чтобы прикрепить его к ремню безопасности или к панели, чтобы он был всегда на виду. Низкий уровень тревоги по умолчанию установлен на 35 ppm, а высокий — на 100 ppm.
Рис. 2. Toscin 3 (Фото: www.sportys.com)
- ForeFlight Sentry. (см. Рис. 3) Универсальный приемник ADS-B, который способен на большее, чем просто получать информацию о погоде и трафике. Он также имеет встроенный детектор СО, предупреждающий пилотов с помощью своей оглушительной сигнализации, мерцающего красного цвета и всплывающего оповещения в приложении ForeFlight. Именно это и делает Sentry надежным инструментом в борьбе с невидимым недоброжелателем.
Рис. 3. ForeFlight Sentry (Фото: www.sportys.com)
- Aithre. (см. Рис. 4) Этот крошечный детектор имеет одну свою особенность. Он подключается к бесплатному приложению iOS для подробного мониторинга. Пилот отслеживает уровень концентрации ppm с помощью всплывающих сообщений или оповещений от Siri. Для использования требуется аккумуляторная батарея, а в комплект к нему прилагается удобный зажим для фиксации в любом удобном месте.
Рис. 4. Aithre Shield CO (Фото: www.sportys.com)
А какими детекторами угарного газа пользуетесь Вы?
Переведено по заказу Crewshop с оригинальной статьи «Carbon Monoxide – what pilots need to know» с сайта https://www.sportys.com
1 Коментарі
1
Лишити коментар