Содержать самолет нынче — недешевое удовольствие. Как мы ранее писали в нашей статье о покупке первого самолета, владельцу нужно учитывать фиксированные закупочные и эксплуатационные расходы. Теперь вы понимаете, почему большинство пилотов легких самолетов ограничены в денежных средствах, и вам интересно, как возместить часть убытков.

В этой статье мы расскажем вам, как можно заработать на легком ВС, имея в кармане свидетельство частного пилота. Мы рассмотрим:

  1. Почему зарабатывать с PPL сложнее, чем кажется;
  2. Как правильно истолковать документ FAA (а именно - 14 CFR § 61.113 сертификация пилота);
  3. Какие есть возможности с PPL;
  4. Как использовать маркетинг для продвижения своих услуг.

Рис. 1. Пилот однодвигательного воздушного судна


Могу ли я зарабатывать деньги частным пилотом?

Да, но ваши возможности ограничены, и Федеральное Управление Гражданской Авиации очень строго определяет, что вы можете делать, а что нет. И ведь наше авиационное законодательство Украины имеет много схожего с ними. Оказалось, что зарабатывать на легких ЛА с PPL не так уж просто! 

Вот, что FAA утверждает об этом:

«(a)...ни одно лицо, имеющее свидетельство частного пилота, не может выступать в качестве пилота, управляющего воздушным судном, перевозящего пассажиров или груз за вознаграждение или по найму; также это лицо не может за вознаграждение или по найму действовать в качестве командира воздушного судна».


«(b)...Частный пилот может за вознаграждение или по найму действовать в качестве командира воздушного судна в содействии с любым бизнесом, если:

  • Полет является второстепенной задачей в связи с этим бизнесом;
  • Самолет не перевозит пассажиров или груз».


«(c)...Частный пилот не может брать большее вознаграждение с пассажиров, чем пропорциональная доля от его расходов на полет при условии, что эти расходы включают топливо, масло, сборы за посадку в аэропорту или плату за аренду ВС».

Рис. 2. Как же все таки заработать деньги с PPL? 


Определение вознаграждения по FAA означает не только деньги. Это может быть какой-то подарок, оплата временного проживания пилота в месте прибытия заказчика или даже «обычная благодарность» в виде вкусного обеда после полета. 

Некоторые пилоты могут сказать, что эти правила слишком строги. Однако тут есть веские аргументы в пользу решения FAA. Одно дело — пострадать во время полета из-за своей безответственности. Но другое дело, когда клиент втянут в безвыходную ситуацию  из-за того, что тот не знал, как правильно оценить навыки выбранного пилота. С точки зрения правил FAA вообще не касаются частных пилотов. Они защищают права пассажиров, которые могут находится на борту. 


Разбор документа FAA 14 CFR раздел 61.113

Давайте разберем вышесказанное более подробно. Возможно, кто-то сразу понял, о чем шла речь в этом документе, но все таки бюрократический жаргон CFR часто требует некоторого анализа.


«(a)...ни одно лицо, имеющее свидетельство частного пилота, не может выступать в качестве пилота, управляющего воздушным судном, перевозящего пассажиров или груз за вознаграждение или по найму; также это лицо не может за вознаграждение или по найму действовать в качестве командира воздушного судна. »


Часть (а) — это FAA в ее самом решительном проявлении. Ни при каких обстоятельствах (как мы позже выясним, это не совсем так) пилот не может получить какую-либо компенсацию за перевозку пассажиров или груза во время полета на самолете. Единственный способ получить вознаграждение для частного пилота — это самому стать пассажиром.

Рис. 3. Частный пилот готовится к вылету 


«(b)...Частный пилот может за вознаграждение или по найму действовать в качестве командира воздушного судна в содействии с любым бизнесом, если:


  • Полет является второстепенной задачей в связи с этим бизнесом;
  • Самолет не перевозит пассажиров или груз».


Часть (b) открывает дверь для получения оплаты за ваши услуги в качестве частного пилота, даже если FAA запрещает это. Это немного обнадеживает данную ситуацию, но даже тут не все понятно.

Оба пункта говорят о том, что вы должны быть в содействии с бизнесом. Но вам не могут заплатить за перевозку пассажиров или груза. Так что это значит?

Это правило работает по такому принципу: представьте, что у вас есть бизнес, который требует постоянного передвижения. Мало того, что вам не нравится быть все время в дороге, так еще эти расстояния могут быть слишком малы для коммерческих перевозок, но слишком велики для частого пользования автомобилем. У вас есть PPL и вы понимаете, что можете летать самостоятельно. Вы покупаете ВС, изучаете карту аэропортов по местности, и совершаете полет к пункту назначения.

Вам могут платить за время полета, но вы не получаете зарплату за то, что вы пилот (не можете брать за это дополнительную наценку). 


«(c)...Частный пилот не может брать большее вознаграждение с пассажиров, чем пропорциональная доля от его расходов на полет при условии, что эти расходы включают топливо, масло, сборы за посадку в аэропорту или плату за аренду ВС».


Чтобы понять эти строки, нужно разобраться, что такое «пропорциональная доля». Представьте, что вы с друзьями захотели перелететь из точки А в точку Б, разделив при этом расходы на передвижение. Однако ребята хотят выразить свою признательность, оплатив вашу долю стоимости на дорожные расходы. Запомните, что нельзя позволять им делать это, так как это будет считаться компенсацией со стороны FAA, что может доставить серьезные неприятности (как бы нелепо это не звучало). Вы должны оплатить все вместе за полет одинаковое количество денег.


Так что можно сделать в такой ситуации?

Мы потратили много времени на выяснение того, чего нельзя делать с одним PPL. Действительность оказалась не такая уж веселая, но у FAA нет чувства юмора, когда дело касается безопасности пассажиров. Здесь речь идет не сколько об ограничениях в полномочиях пилота, сколько о защите прав находящихся на борту людей. Сообщество малой авиации, в целом, честное и ответственное. Однако потребуется всего парочка недоброжелательных людей, чтобы испортить вам всю «малину».

Выше мы говорили, что возможность получить достойную оплату за услуги пилота с PPL ограничена. Фактически, мы смогли найти только один способ легального заработка. За остальные виды работ вы можете получить денежную компенсацию за эксплуатационные расходы (топливо, масло, аренда ВС, посадка в аэропорту и так далее). Есть и другие варианты возмещения убытков, но они могут быть не такими вдохновляющими, как хотелось бы. Тем не менее, они могут немного помочь вам в финансировании. Давайте рассмотрим все варианты ниже.


Буксировка планеров и безмоторных сверхлегких самолетов


Рис. 4. Буксировка планера


Буксировка планеров и сверхлегких самолетов — это единственная работа, которую мы обнаружили, где вы могли бы получать прибыль от своего PPL и имеющегося легкого самолета. Такой вид авиационных работ может оказаться прибыльным делом в зависимости от того, где вы живете. 

Согласно подразделу (g) раздела 61.113 пилоты, получившие свидетельство PPL, могут буксировать планеры и сверхлегкие самолеты без двигателя. FAA более подробно это описывает в разделе 61.69. Однако вы не можете просто привязать еще один ЛА к своему самолету и полететь. Чтобы буксировать планер или безмоторный СЛА, пилот с PPL должен иметь:

  • 100 лётных часов на самолете, на котором он собирается буксировать другой ЛА;
  • Уметь выполнять аварийные процедуры, подавать сигналы (и так далее) на самолете с привязанным к нему другим ЛА.

И это далеко не все правила, описанные в документе! Как вы понимаете, формулировка FAA многословна и, в какой-то степени, достаточно специфична. Вы попадаете в самые темные дебри закона, пытаясь заработать на PPL, Мы НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем поговорить с другими пилотами, CFI и даже юристами, специализирующимися на авиации общего назначения, прежде чем вы начнете выполнять какую-либо работу на своем легком самолете.


Возвратный лизинг

Вы знали, что организация полета будет стоить денег, но, возможно, вы не задумывались, сколько вам будет стоить обычная посадка ВС на другом аэродроме. И тем не менее, вы все таки хотите, чтобы ваша лицензия и ваш самолет приносили доход. Вот тут и приходит на помощь возвратный лизинг.

Рис. 5. Самолет в возвратном лизинге приносит доход


Возвратный лизинг, в общем понимании — это соглашение между владельцем самолета и летной школой/аэроклубом. Владелец дает организации согласие фактически стать распорядителем активов самолета. Организация сдает в аренду ВС квалифицированным пилотам, занимается техническим обслуживанием, финансовыми операциями и так далее. 

Многие пилоты рассматривают возвратный лизинг как отличный способ вернуть деньги за свои инвестиции, сохраняя при этом право собственности на них. Однако возвратный лизинг является не таким простым, каким кажется на первый взгляд.

Вопрос связан с финансированием. Большинство пилотов могут позволить себе свои самолеты, финансируя их. Проблема в том, что большинство финансовых компаний (крайне) не решаются оплачивать ВС, если они знают, что владелец планирует сдать его в аренду. Поэтому перед тем, как соглашаться на возвратный лизинг, необходимо проконсультироваться с финансовой компанией. Не исключено, что придется искать другую компанию, которая согласится финансировать ваш самолет на таких условиях. Это вполне реализуемая задача, но потребуется выделить на поиски немного больше времени, а также увеличить ежемесячный платеж под аренду.


Долевое/совместное владение 

Долевое/совместное владение самолетом позволяет пилотам покупать частичное владение летательным аппаратом. Имуществом владеют несколько человек, они несут расходы и по очереди пользуются им. Однако такой расклад подходит не всем. На самом деле это может обойтись пилотам дороже, чем простая аренда. Вот почему первоначальные покупатели (то есть вы в данной ситуации) должны оправдать затраты покупателя, пользующегося правами долевого владения.

Рис. 6. Два пилота тестируют новый самолет


Допустим, человек, который планирует разделить с вами владение самолетом, заинтересован в воздушном судне более высокого класса, такого как DA40. Но не многие могут позволить себе цену в $300,000. Вместо этого он хочет купить ¼, 1/6 или 1/8 часть от данного ВС. Это резко снижает стоимость владения. Во-первых, вы, как частные владельцы, платите значительно меньше за доступ к очень дорогому самолету. Во-вторых вам не нужно беспокоиться о предполагаемых расходах на техобслуживание и эксплуатацию в районе $20,000 в год!

Имейте в виду, что на вас, как на фактического владельца, ляжет ответственность за содержание самолета в хорошем состоянии. Вы также будете отвечать за составление контрактов и отслеживание расписания его эксплуатации.

Совместное владение легким самолетом требует определенной работы. При этом выигрыш от такой сделки будет колоссальным, который окупится сполна!


Аэрофотосъемка


Аэрофотосъемка является довольно популярной работой. Как правило, большинство пилотов начинают свою профессиональную деятельность именно с нее, не взирая на тот факт, что они ни разу не занимались фотографиями до этого. 


Рис. 7. Фото с высоты птичьего полета


Во-первых, вам не будут платить за аэрофотосъемку. Вместо этого вам платят за ваши фотографии. Полет расценивается, как особый вариант создания снимков. Таким образом вы можете обойти правила, касающиеся вознаграждения, имея только PPL.

Как начинающий фотограф, вы, вероятно, представляете себя летящим где-то на большой высоте, пытающимся сделать несколько хороших кадров местности. Звучит просто, но тут есть свои подводные камни. Подумайте вот о чем: работа с камерой требует, чтобы вы, как КВС, уделяли меньше внимания управлению самолетом, чтобы вы смогли сделать качественные фото. Сравните это с тем, как вы едете на машине, параллельно печатая смс на телефоне. А еще лучше, как если бы вы фотографировали все в подряд, пока вы водите машину по оживленной дороге. Это не только опасно, но и крайне непрофессионально. Большинство фотографов работают в команде. То есть, один управляет самолетом, а другой занимается съемкой.

Хотя это не обязательно, но получить CPL не помешало бы. Дополнительные возможности при данном свидетельстве помогут вам раскрыть больше потенциала в аэрофотосъемке. Это также позволит работать в команде на более прибыльных должностях.


Откройте себе путь к получению CPL

Мы не знаем о ваших конкретных целях, но мы можем предположить, что вы бы хотели зарабатывать на своих умениях с помощью свидетельства пилота и наличия собственного самолета. Если вы думаете также, то следует подумать о получении свидетельства коммерческого пилота. 

Рис. 8. Стремитесь получить CPL и у вас откроется больше возможностей


Основное различие между PPL и CPL заключается в том, что у второго есть все полномочия зарабатывать на этом деньги. Хотите легально перевозить людей чартерными рейсами? Для этого вам понадобится CPL. Хотите стать CFI? Для этого вам понадобится CPL.

Кстати, а знаете ли вы самое главное условие получения CPL? Правильно, это наличие PPL. А значит, вы уже на пол пути к тому, чтобы стать коммерческим пилотом! Будучи таким, вы откроете для себя совершенно новый мир. Да, требуется больше часов и больше теоретической подготовки. Но разве вы получали PPL, чтобы просто взять и остановиться на этом? Ничего страшного, если да. Однако, если вы ищите способы заработка денег с помощью навыков управления самолетом, то CPL – это то, что вам нужно.


Маркетинг для малого бизнеса

С момента запуска в 2010 году Instagram породил новый тип людей, получивших название «инфлюенсеры». Вы, наверно, слышали о них, а может быть, даже знаете конкретные имена. Если вы в определенном возрасте, есть большая вероятность, что, когда кто-то произносит при вас слово «инфлюенсеры», вы думаете: «Кто это такие?».

Инфлюенсеры (от англ. «Influencers») означает «влиятельные лица». Они играют важную роль в новой эпохе маркетинга. Все меньше и меньше людей смотрят обычный телевизор. Традиционная реклама устарела, по крайней мере, для небольших компаний и стартапов. 


Рис. 9. Одна из знаменитых авиационных инфлюенсеров Мария Фагерстром (500 тысяч подписчиков в Instagram)


У инфлюенсеров есть огромное влияние на людей благодаря сотням тысяч (если не миллионам) подписчиков в социальных сетях. И это не только люди в Instagram. Это похоже на партнерскую рекламу, когда рекламодатели получают откат, когда покупка совершается с использованием конкретного URL-адреса или по специальной ссылке на их веб-сайтах. Многие партнерские рекламодатели рекомендуют оборудование, за которое они ручаются и о котором хотят, чтобы о них знали другие. 

Как это применимо к вам? Допустим, вы хотите начать свой собственный авиационный бизнес (например, чартерные туры или осмотр достопримечательностей). Вы знаете, что для ведения бизнеса вам нужно больше, чем одна бизнес-лицензия. Вам нужны клиенты! Правильное использование маркетинга влияния позволяет повысить узнаваемость вашей компании.

Ниже мы рассмотрим способы внедрения маркетинга влияния для вашего авиационного бизнеса или подобной деятельности:

  1. Вы идете к ним;
  2. Они идут к вам;
  3. Вы создаете контент.


Вы идете к ним

Это основная часть внедрения инфлюенсер-маркетинга. Это также станет первым шагом (помимо получения CPL) к заработку на легких воздушных суднах.

Вам нужны люди. Вам необходимы фотографии и видео людей, которым нравятся услуги, предоставляемые вашим бизнесом. Как их найти, если вы еще толком не раскрутились? Первым делом, привлеките друзей и семью. Затем пригласите их друзей и их семьи. Достаточно просто, не правда ли? 

Но что делать, если вы хотите ускорить процесс? Наймите профессиональных моделей или, по крайней мере, людей, которые стремятся стать профессиональными моделями (также известными, как «инфлюенсеры»). Разместите объявление, в котором указываете, что ищете моделей для фотосессии. 

Рис. 10. Влюбленная пара делает фотосессию на фоне самолета


Однако ключ к поиску «эффективных» инфлюенсеров — это представить себя выгодным и хорошим клиентом. Изучите, как инфлюенсеры оценивают потенциального клиента и адаптируйте свою рекламу под них. Имейте ввиду, что люди, которые откликаются на ваше объявление, скорее всего, являются фрилансерами. Вам нужны люди, которые имеют «звездную» репутацию, чтобы привлекать и удерживать как можно больше новых клиентов. Люди с большим количеством подписчиков на своих соцсетях привлекут вам больше аудитории.


Они идут к вам

Теперь давайте переключимся на что-то более «пассивное». В соответствии с этой стратегией вы сдадите свой самолет в аренду людям, которые хотят использовать его в своих творческих и/или деловых целях. 

Инфлюенсеры очень обеспокоены своим имиджем. Можно сказать, что от этого зависит вся их жизнь. В конце концов, они не зарабатывают на лайках и репостах. Им платят компании, которые нанимают их для продвижения своей продукции через различные каналы соцсетей. Для поддержания этого имиджа они освещают свою повседневную жизнь, улучшая свои фото с помощью фильтров, кадрирования, фотошопа, макияжа и старой доброй магией камеры.

Рис. 11. Еще одна фотосессия внутри самолета


Все это интуитивно понятно. Однако вы могли задаться вопросом, как инфлюенсеры могут вести такой гламурный образ жизни, когда на самом деле ничего не делают? 

Их секрет — они не живут подобной жизнью. Показательный пример: есть одна фотостудия, где инфлюенсеры делают свои фотографии, чтобы выставить напоказ свой, казалось бы, роскошный образ жизни. В студии есть самолет Gulfstream G650, который, на сегодняшний день, абсолютно не эксплуатируется в воздухе и просто стоит на земле.

Рис. 12. Что на самом деле скрывают фото в Instagram


Так что же вам мешает сделать то же самое? Вероятней всего, нужно будет заранее уточнить о предоставлении таких услуг фотосъемок на своем аэродроме или в FBO. Но вы можете попробовать договориться о бесплатной раскрутке рекламы для них, ведь кто откажет такому предложению? 

Выставьте свой самолет в объявление о том, что вы его предоставляете для фотосессий или чего-нибудь еще, что может заинтересовать людей. Вы можете быть удивлены тем, какие работы сможете найти для себя таким способом.


Создание контента

Наш крайний ключевой фактор в маркетинге влияния — это создание контента. Постоянное создание качественного контента важно для поддержания вашей релевантности, а также для позиционирования себя как авторитета в своей области.

Не думайте о том, делаете ли вы все «правильно» и не беспокойтесь о том, насколько высока стоимость ваших услуг. Людей должно заинтересовать то, чем вы занимаетесь, смешивая информативный и развлекательный жанры. Ваша цель — доказать свою ценность людям, чтобы они захотели к вам возвращаться снова и снова. 

Рис. 13. Экшн камера Garmin VIRB Ultra 30 в магазине Crewshop


Со временем у вас появится непроизвольное желание публиковать контент о своих услугах на самолет в такие соцсети, как Facebook, Twitter, Instagram, YouTube, а также ведение блогов и подкастов. Ключ — последовательность. Вы захотите выпускать новый контент каждую неделю, если не чаще. Если вам удастся убедить кого-то продолжать кликать на вас, он станет на шаг ближе к тому, чтобы реально обратиться к вам за услугами. Довезите его с комфортом из пункта А в пункт Б, сделайте ему пару десятков красивых снимков города с высоты 600 метров, предоставьте хорошие условия для фотосессии с вашим воздушным судном. Предоставьте ему то, что он хочет, и вы сможете выстроить хорошее и длительное отношение между собой. 


А вы зарабатываете на своем самолете? 

Напишите нам в комментарии ниже! Расскажите, как вы зарабатываете на своих навыках и пользуетесь ли вы наличием собственного самолета для оказания услуг населению? Какие виды работ вам оказались ближе всего из нашего списка? Не стесняйтесь описывать свой опыт и добавлять свои собственные методы, дабы помочь молодым пилотам с идеей самореализации.


Напомним, что вы можете приобрести лётную книжку Jeppesen  

Вас также может заинтересовать гарнитура David Clark H10-13S 

Не забудьте про крепление в кабину RAM на присоске для планшета