Федеральное управление гражданской авиации FAA выпустило новый консультативный циркуляр, в котором рассматривается роль и законность использования мобильных приложений и онлайн-сервисов в процессе предполетного брифинга. До сих пор многие пилоты неоднократно обсуждали настоящую эффективность и надежность такого метода подготовки к полетам. В этот раз FAA сумело поставить точку и завершить бесконечные дебаты на этот счет.

Рис. 2. Первая страница циркуляра FAA AC 91-92


Новый документ официально называется «AC 91-92: Руководство пилота по предполетному брифингу». Он включает в себя 21 практический совет и рекомендации. В дополнении к описанию всех современных методов получения информации о погоде, циркуляр также приводит примеры тех ресурсов, которые стоит включать в предполетный брифинг. В том числе циркуляр описывает роль применения приемника погоды ADS-B после взлета.


Какой теперь будет служба обеспечения полетов?

До того, как появились онлайн-сервисы и крутые планшеты, служба обеспечения полетов играла такую же важную роль для пилотов, как и диспетчеры УВД. Каждый полет начинался со звонка или личного общения со специалистом СОП для прохождения предполетного инструктажа о погоде, маршруте и NOTAM. Для пилотов эта процедура являлась обязательной. Ей придавали такую же важность, как и предполетному осмотру самолета.

Рис. 2. Сотрудница СОП в аэропорту Аляски


Однако в 2000-х годах все постепенно начало меняться с тех пор, как в интернете начали появляться онлайн-сервисы, которые поставляли напрямую информацию о погоде на базе официального сайта FAA. Некоторые частные метеорологические компании также выпускали собственные сводки, которые были доступны бесплатно в сети. Одно время пилоты использовали все эти ресурсы лишь в качестве дополнения к информации, которая предоставлялась СОП.

Спустя пару лет эти бесплатные источники стали предоставлять больше информации о погоде, ежели СОП. Из-за этого многие пилоты начали отказываться от привычных звонков и перешли на более удобный вариант в виде простых интернет-ресурсов. Однако были и те, кто продолжал следовать консервативным методам получения данных о погоде. Ведь официальный брифинг о погоде должен быть получен исключительно от службы обеспечения полетов. Сводка, полученная с интернета, считалась недействительной.

С появлением циркуляра AC 91-92 правила изменились. FAA считает, что самостоятельная подготовка к брифингу может соответствовать действующим правилам. Путем собственных усилий пилоты могут улучшить свои знания о погоде и аэронавигационной информации. Сотрудники СОП всегда доступны на случай, если пилоту необходима помощь.

AC 91-92 не требует регулярной связи со службой обеспечения полетов, однако циркуляр рекомендует обращаться к ним в качестве консультативного ресурса по мере надобности:

«Пилотам рекомендуется использовать онлайн-автоматизированные метеорологические ресурсы для проведения предполетного брифинга перед обращением в службу обеспечения полетов. Пилоты, умеющие оценивать погоду и обладающие навыками снижения рисков, лучше подготовлены к принятию решений в полете, поскольку в кабине используется информация о погоде в реальном времени. Это позволяет СОП стать консультативным ресурсом, который можно использовать при необходимости».

Служба обеспечения полетов никуда не исчезает. Новый циркуляр не предназначен для того, чтобы отговаривать пилотов от ее использования. Во многих случаях обращение к СОП – единственный вариант для получения всех данных в удаленных районах или при отсутствии подключения к интернету. AC 91-92 был написан для пилотов, которые в течение десятилетия полагались исключительно на онлайн-ресурсы и мобильные приложения. Циркуляр объясняет, что проведения предполетного брифинга данным способом может быть таким же безопасным и всеобъемлющим, как СОП.


Чеклист для предполетного брифинга

Циркуляр AC 91-92 предоставляет пилотам несколько чеклистов, которые помогают обеспечить тщательный и полный брифинг по оценке погодных условий. В соответствии с другими инструкциями, циркуляр признает, что сложность проведения брифинга будет разной в зависимости от условий полета:

«Развитие навыков самостоятельного проведения предполетного брифинга помогает выявить области, требующие более тщательного изучения. Чем сложнее погодные условия, тем больше информации вам нужно получить о маршруте, состоянии ВПП, аэропортах назначения и запасных аэропортах».

Чеклист для проведения самостоятельного предполетного брифинга в циркуляре AC 91-92 ссылается на самые основные этапы при получении информации от СОП, к которым мы привыкли. К чеклисту прилагается пример интернет-ресурсов, где можно получить необходимые данные о погоде: Leidos (1800wxbrief.com), Aviation Weather Center (Aviationweather.gov) и National Weather Service (weather.com). Список ключевых данных, которые требуется изучить:

  • Неблагоприятные погодные условия;
  • Текущие условия погоды;
  • Прогноз погоды по маршруту;
  • Прогноз погоды в аэропорту назначения;
  • Ветер на высоте;
  • NOTAM;
  • Зоны ограничения полетов и другие специальные зоны в пересекающихся воздушных пространствах;
  • Ограниченная пропускная способность системы УВД;
  • Прочее: высота над уровнем моря, таможенные процедуры, изменения схем заходов на посадку по приборам, закрытие ВПП/РД.

Несмотря на то, что в примере циркуляра указаны официальные веб-сайты FAA, вы можете использовать любой источник, который лучше всего подходит для вас при условии, что он предоставляет надежные и достоверные данные.


Рис. 3. Графическое изображение данных для подготовки к брифингу в ForeFlight


Не существует универсального подхода к брифингу. Все сводится к заданию на полет, которое вы выполняете, ограничениям по времени, наличию современных приборов в кабине и степени их избыточности, которая позволяет вам чувствовать себя комфортно на время управления ВС. Например, многие пилоты проверяют все данные из пунктов, описанных выше из чеклиста в циркуляре, в каждом отдельном разделе ForeFlight (или любом другом приложении), чтобы ничего не упустить из виду. Другим пилотам достаточно зайти в 1-2 раздела из своего приложения, чтобы выполнить брифинг. Ваши методы поиска информации будут меняться от полета к полету, и это нормально. Анализ полета в ясную погоду в пределах КТА не потребует большого количества времени, в отличии от планирования полета на дальнее расстояние в другой аэропорт назначения с прогнозируемыми приборными метеоусловиями.

Роль ADS - B в кабине экипажа

Информация, полученная от приемников ADS-B, помогает принимать верные решения в полете, когда дело касается погодных условий. Циркуляр AC 91-92 выделяет приемники Sentry и Stratus:

«Наличие текущей метеорологической и аэронавигационной информации в кабине может помочь пилотам планировать безопасные маршруты и принимать более обоснованные стратегические решения во время полета, чтобы избежать потенциально опасной развивающейся погоды».

Погода регулярно меняется. Передача данных через приемник ADS-B позволяет качественно оценивать условия полета по маршруту и вносить изменения в план полета по мере необходимости. Стоит отметить, что в Украине приемник ADS-B работает только в западных регионах страны. Поэтому ADS-B чаще используют в тех случаях, когда экипаж планирует вылет за пределы государства в сторону Европы или Америки.

Рис. 4. Зоны покрытия ADS-B сигналов на территории Европы за 2019 год


Посмотреть и скачать циркуляр AC 91-92 можно здесь.

Напомним, что вы можете приобрести наколенный планшет Flight Gear HP Tri-Fold

Вас также могут заинтересовать очки пилота Oakley Turbine Matte черные

Не забудьте про кошелек Flight Outfitters