Купить свой первый самолет — не такая уж и простая задача. Это совсем не похоже на покупку автомобиля, потому что это не просто средство для передвижения из пункта А в пункт Б — это нечто большее. Вот, почему мы решили написать обширное руководство по покупке ЛА для пилотов, которые занимаются этим впервые в своей жизни.
Рассматривайте это как чеклист с детальным объяснением каждого шага. Здесь мы рассмотрим некоторые ключевые этапы, которые помогут вам приобрести самолет своей мечты.
В статье будут затронуты такие темы:
- Бюджет;
- Желания против потребностей;
- Вопрос о финансировании ВС;
- Поиск самолета своей мечты.
...и еще много других важных подсказок!
Благодаря этой инструкции вы будете гораздо более подготовлены к покупке своего первого самолета.
Вопрос №1: Какой бюджет имеется у вас для покупки самолета?
Определите ваш бюджет — это первый и самый главный шаг, который необходимо сделать перед тем, как приступить к поиску летательного аппарата. Придерживаться неких рамок очень важно. Такой метод помогает отделить желаемое от необходимого, а также не позволит вам взять большой кредит, которые создаст неудобства. При этом вы сможете не только взять отличный самолет, но и снабдить его хорошей авионикой и прочими аксессуарами.
Начальная стоимость
Распределение расходов по типам самолетов выглядит примерно так:
- Сверхлегкие: от $8,000 до $15,000;
- Легкие однодвигательные: от $15,000 до $100,000;
- Многодвигательные: от $75,000 до $300,000.
Рассчитывая на сумму от $25,000 до $50,000 вы можете купить подержанный однодвигательный самолет.
Рис. 1. Самолет – это доступная роскошь
$25,000? Звучит довольно соблазнительно!
И тем не менее, вы должны понимать — чем дешевле ВС, тем оно старше. Самолет, купленный меньше, чем за $50,000, требует значительного обновления:
- Систем навигации;
- Радиостанции;
- Пневматиков (и много чего другого).
Одним словом, при покупке ВС за $25,000 вы вложите в него больше денег на модернизацию, чтобы оно стало годным для выполнения полетов.
Эксплуатационные расходы
В данном случае бывают два типа эксплуатационных расходов: постоянные и переменные. Постоянные расходы — это фиксированная оплата за покупку самолета. Помимо начальной стоимости ВС здесь также учитывается:
- Платеж по кредиту;
- Стоимость техобслуживания / хранения в ангаре;
- Ежегодная проверка;
- Страховка;
- Регистрация.
Предположим, что вы хотите взять более старую модель самолета, в котором отсутствует современная авионика и тому подобное. Такой выбор имеет некий компромисс, который заключается в увеличении первоначальных затрат на улучшение ЛА, а также, вероятно, более высоких переменных эксплуатационных расходах. Если говорить о цифрах, то это будет примерно $290/месяц или $3480/год (только с учетом постоянных эксплуатационных расходов).
Если вы планируете купить более новый (но все так же подержанный) самолет, то оценка для постоянных эксплуатационных расходов будет примерно $400/месяц или $4800/год. Однако за дополнительные $110/мес ($1320/год) вы можете сэкономить уйму времени (и даже денег) на установку дорогостоящей авионики и других комплектующих.
Рис. 2. Двухместный тандемный самолет Flamingo в продаже
Теперь давайте посмотрим на переменные расходы. Они основаны на расходующих материалах, которые зависят от непосредственного пользования самолетом, а именно:
- Топливо;
- Масло и фильтры;
- Капитальный ремонт двигателя;
- Запасные детали.
Несмотря на то, что ежемесячно вы будете тратить разную цену на расходные материалы, рекомендуем включить ее в ваш бюджет. То есть, какой вообще смысл иметь самолет, если вы не можете себе позволить его обслуживать? Такая расчетливость полезна, если учесть стандартный человеческий фактор, когда человек планирует купить то, чего у него нет, а потом берет кредит и расплачивается за него 20 лет. На сайте AOPA размещена таблица с детальным объяснением для подсчета, которая помогает пилотам оценить их совокупные эксплуатационные расходы.
Это оправданная для вас покупка?
Чтобы обосновать себе целесообразность покупки первого самолета, вы должны отталкиваться от нескольких факторов:
- Чувствуете ли вы себя в полной мере финансово защищенным?
- Как вы оцениваете ваше качество жизни?
Вы должны быть полностью откровенным в этих вопросах.
Рис. 3. Самолет Cessna 172 ждет своего покупателя
Убедитесь в том, что вы достаточно финансово обеспечены, чтобы позволить себе иметь воздушное судно. Кроме того, вы должны ответить себе, как владение самолетом улучшит качество вашей жизни, и сколько таких самолетов вам нужно в ангаре, которые помогут сэкономить ваши деньги в дальнейшем.
Способы сэкономить деньги
Есть несколько способов сэкономить на покупке первого самолета. Подумайте над:
- Совместным владением самолетом с другими людьми;
- Арендой вашего самолета другим пилотам;
- Возвратным лизингом самолета первоначальному владельцу;
- Подработкой лётным инструктором для курсантов-пилотов (при наличии отметки FI в свидетельстве).
Многие пилоты выбирают один или несколько из таких вариантов, чтобы неплохо сэкономить на приобретении.
Вопрос №2: Вам это нужно или просто хочется?
Вы часто слышали эту фразу в детстве от своих родителей. Вспомните то время, когда вы просили себе большую игрушку, но папа с мамой все время отказывались ее покупать. Они учили нас, что «нужное» - это нечто существенное, что может пригодиться в жизни. А «желаемое» - это то, что мы хотим иметь, но по факту оно не принесет никакой пользы.
Ставьте цели
Определив свои цели, вы сможете четко разделить желания от потребностей. Задайте себе ряд вопросов:
- Вы покупаете самолет для бизнеса или для развлечения?
- Вы планируете летать в пределах вашей области или в другие города/страны?
- Вы будете летать по ППП или по ПВП?
- Как часто собираетесь летать (только по выходным или в течение недели)?
В конечном счете это поможет вам не тратить деньги на мимолётное желание, которое может стать источником больших расходов без прибыли.
Потребности
Помните, мы еще в начале статьи говорили о том, что однодвигательные самолеты продаются где-то в пределах от $15,000 до $100,000? А позже мы написали, что вы можете рассчитывать на сумму между $25,000 и $50,000? Это потому, что диапазон от $25,000 до $50,000 — это ваша золотая середина.
Рис. 4. Вы можете, конечно, сэкономить на самолете. Но вот, что можно получить в итоге
На первый взгляд может показаться, что купив самолет за $15,000, вы хорошо сэкономите. Однако вам придется много переплачивать за установку нового оборудования и замену силовой установки. В этом смысле дешевый самолет не всегда оказывается тем, что вам нужно. Приобретая ВС от $25,000, вам также нужно будет обновить некоторые комплектующие, но это обойдется вам гораздо дешевле. Еще меньше хлопот вам доставит покупка самолета за $50,000.
Желания
Если вы смотрите на самолеты с ценником более $50,000, вы попадаете в зону под названием «хочу вот этот роскошный самолет со всеми модными наворотами». Здесь нужно задаться вопросом, а нужен ли вам самолет с такой мощной силовой установкой, если вы будете летать только по местности неподалеку? А если вы собираетесь летать на нем всего несколько часов по выходным, чтобы просто отдохнуть и расслабиться? В данной ситуации, покупка самолета за стоимость более $50,000 необходима лишь пилоту бизнес-авиации, который регулярно летает на большие расстояния на высоте более 18,000 футов. Если вы не относитесь к этой категории, то такое воздушное судно станет для вас нерентабельным и убыточным.
Вопрос №3: Как вы будете платить за свой самолет?
Финансирование собственного самолета учитывает не только ваш личный доход или кредитную историю. AOPA обозначило 5 факторов, на которые кредиторы обращают внимание при выдачи денег на покупку воздушного судна (использование, возраст/тип/модель, история, первоначальный взнос, величина займа) . Это связано с тем, что условия финансирования часто определяются самим самолетом.
Использование
Кредиторы захотят убедиться в том, что самолет будет соответствовать вашим потребностям. Например, они захотят узнать, покупаете ли вы самолет для работы или для развлечения? Банк рассматривает личное и деловое использование как совершенно разные вещи. ЛА, которое регулярно эксплуатировалось (50 часов налета в месяц), испытывает гораздо больший износ, что приведет к быстрому снижению стоимости. Помните: если вы берете кредит, то сами кредиторы, невзначай, становятся совладельцами данного самолета. Поэтому они заинтересованы в его использовании.
Возраст, тип, модель
Турбовинтовые и двухдвигательные поршневые самолеты обесцениваются гораздо быстрее, чем однодвигательные поршневые. Если вы выберите один из первых двух, ожидайте, что вам дадут минимальное количество платежей. Вам также могут ограничить возможность кредитования, если вы берете более старый самолет. Это возвращает нас к предыдущей дискуссии, что покупка старого и дешевого самолета не всегда означает выгоду. Иногда, потратив немного больше денег, гораздо легче вам будет в дальнейшем.
История
Для получения кредита на самолет вам нужно предоставить полную информацию о вашем ВС:
- Характеристика;
- Фото;
- История техобслуживания;
- История повреждений (если были такие).
Наиболее полезной в этом списке является история техобслуживания. Также следует помнить, что некоторые кредиторы отказываются предоставлять кредит на самолет, который имел определенные повреждения, или если об этом нет полной информации. Но если продавец не может или не хочет делиться с вами всей информацией, лучше сразу бегите от него.
Первоначальный взнос
Первоначальный взнос всегда обязателен при кредитовании самолета. Он будет варьироваться в пределах от 15% до 20%. С вас могут потребовать 10% в том случае, если у вас исключительно хорошая кредитная история. Не забывайте, чем выше первоначальный взнос, тем дольше срок выплаты кредита.
Величина займа
Авиакомпании предпочитают брать кредиты на покупку ЛА стоимостью не менее $50,000. Вы можете взять кредит на меньшую сумму, но с учетом:
- Более высокого первоначального взноса;
- Более короткого срока выплаты;
- Более высокой процентной ставки.
Подсказка: больший запрос на кредит предоставит больше возможностей, а также понизит процентную ставку.
Прочие условия
Рис. 5. Старая авионика, установленная на самолете
Еще одним важным фактором является приборная панель. Авионика сильно влияет на стоимость самолета. ВС без обновленной авионики будут дешевле на рынке. Тем не менее, вам придется заплатить значительно больше денег на ее модернизацию. Кредиторы могут рассмотреть, как давно была установлена авионика. Это потому, что она быстро теряет свою стоимость (в течение 3 лет оборудование полностью обесценивается!). С другой стороны, вы можете получить новую для себя авионику по более низкой цене, чем если бы вы ее обновляли самостоятельно.
Вопрос №4: Как вы ищете самолет, который соответствует вашим критериям?
Теперь приступаем к самой веселой части!
Существует несколько разных способов найти самолет после того, как вы утвердили свой бюджет, выявили потребность и разобрались со способом его оплаты.
Вариант 1: местный магазин
Самый быстрый способ найти самолет — через местный аэропорт, лётную школу или аэроклуб. На многих авиационных порталах владельцы выставляют свои ЛА на продажу через объявления, будь то веб-сайт или группа в Facebook. Таким образом вы будете четко знать, у кого вы покупаете ВС.
Рис. 6. В некоторых аэроклубах можно найти самолет для покупки
Если есть человек, который за вас поручится, тогда вы сможете сделать тест-драйв самолета, если он вам понравится. Это избавит вас от нескончаемых путешествий по планете, чтобы найти тот самый ЛА, который вам сниться каждую ночь.
Вариант 2: интернет-магазин
Вы можете найти сотню таких сайтов, где можно купить самолет, в том числе из другой страны. Такой вариант поиска займет некоторое время, но вероятность того, что вы найдете нужный самолет, крайне высока. Однако вы должны учитывать, что он может находиться очень далеко от вас. Чтобы проверить качество воздушного судна, придется ехать на место его текущего хранения. Нельзя отрицать факт, что встреча с незнакомым продавцом может пройти не так гладко. В итоге, сделка даже не состоится. Другое дело, когда вы не хотите доверять чужому технику и поэтому взяли своего проверенного специалиста (не за бесплатно). Мы можем сделать вывод, что данный метод поиска самолета очень эффективен, но требует дополнительных инвестиций и знаний логистики.
Рис. 7. Самолет Cessna 172P продается в магазине Crewshop
Вариант 3: нанять брокера
Брокер, который возьмет большую часть работы на себя, значительно облегчит задачу по поиску и покупки нового самолета. Он особенно пригодиться тем, кто раньше подобными делами никогда не занимался. Брокер может:
- Самостоятельно проверить отчетную документацию о самолете;
- Управлять процессом предварительной покупки;
- Сосредоточиться на поиске конкретного типа ВС;
- Организовать доставку, если самолет находиться за рубежом;
- Договориться о более низкой цене с продавцом (возможно).
Рис. 8. Авиаброкер помогает совершать сделки в покупке самолета
Некоторые пилоты утверждают, что нанимать брокера — это пустая трата времени. Они говорят, что все, что вам нужно, это хороший техник, который проведет тщательную диагностику ЛА и подскажет, стоит ли покупать или нет. Но посмотрите на это с другой стороны: если бы вы покупали машину, будучи неуверенным в ее оптимальном качестве, вы бы тут же позвонили своему двоюродному брату или знакомому вашего зятя, чтобы они посмотрели на нее. Возможно, это будет вам стоить денег за их услуги, включая оплату дороги. Но дело в том, что между вами есть связующее звено. А если вы сами не успели выстроить такие отношения между техником или у вас нет посредника, который сведет вас двоих? Нанятый брокер обойдется вам дороже, но он сможет сэкономить вам уйму времени и избавить от лишних хлопот.
Наконец-то! Испытательный полет
Именно в этот момент лучше всего вызвать техника. Он сможет оценить состояние работы двигателя и авионики, а также выявить признаки коррозии и других повреждений, которые вы бы сами не смогли увидеть.
Совет: не пользуйтесь услугами техника от продавца. Не хочется предполагать худшее, но мы все знаем, что люди привыкли действовать в соответствии со своими намерениями. Продавец заинтересован в продаже самолета, независимо от его недостатков. Если эти недостатки слишком явные, продавец будет вынужден всячески их скрыть. Скажите ему, что вы хотите воспользоваться услугами своего техника или найти другого, но беспристрастного.
Рис. 9. Пилот и авиатехник тестируют самолета
Если продавец пытается отговорить вас, капризничает или отказывает во всем, то лучше обратиться вовсе к другому человеку. Как бы вы не поступили в данном случае, обязательно прибегните к помощи доверенного авиатехника прежде, чем купить новый ЛА.
Журнал техобслуживания, регистрация и страховка
Ваш будущий самолет прошел проверку без проблем. Супер! Теперь вы на шаг ближе к окончательному завершению первой покупки самолета!
Журнал техобслуживания
Далее вам нужно просмотреть бортжурнал и прочие документы. Бортжурнал позволит узнать, насколько хорошо обслуживался самолет, а также предупредит вас о всех возможных механических проблемах, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации.
Решение о покупке принимаете вы. Ваша задача — ответить себе, хотите ли / можете ли исправить все текущие недостатки или просто летать с ними, не обращая внимание.
Передача регистрации
С бортжурналом все в порядке и вы купили самолет. Теперь вам нужно зарегистрировать ваш новый ЛА на свое имя. Для этого нужно будет отправить письмо в Госавиаслужбу:
- Форма заявки;
- Доказательство того, что ВС теперь принадлежит вам.
После того, как документы пройдут, все, что вам нужно сделать, это проверить страховку.
Страхование
Крайний документ, который нужно заполнить, касается страховки. Вам нужно найти самое лучшее предложение от страховщиков, какое только можно сыскать. Как и кредиторы, сотрудники страховых услуг будут основывать свои предложения на вашей квалификации пилота, а также на типе вашего ВС. В идеале, с этим лучше разобраться как можно скорее. Как ни как, а вы не точно не хотите покупать новый самолет и не иметь право летать на нем (юридически).
Еще пару слов перед тем, как мы закончим
Лётная годность
Вы потратили много сил на изучение своего нового самолета. На тот момент, одной из ваших задач являлось узнать, был ли он пригоден для полетов или нет. Теперь сертификат лётной годности ВС был передан вам вместе с регистрацией, но с одним большим отличием: поддержание его лётной годности — теперь ваша обязанность.
Рис. 10. Обмен ключами и завершение сделки
Старайтесь хорошо вести учет техобслуживания. Это может пригодиться вам, если вы когда-нибудь решите продать свой самолет.
Вывод
Покупка первого самолета может стать трудной задачей. Однако это не значит, что купить хорошее воздушное судно невозможно. Просто не забудьте создать реальный бюджет, а затем разобраться в своих потребностях на основе ваших целей. Если у вас недостаточно денег, вы можете всегда обратиться к кредиторам. Постарайтесь найти лучшее кредитное предложение. Как только разберетесь с финансовой стороной, начинайте поиск ЛА среди бесчисленных досок объявлений в лётных школах, аэропортах, аэроклубах или же воспользуйтесь услугами брокера. Найдя самолет, выполните на нем тестовый полет вместе с хорошим авиатехником. Не верьте словам продавца или его личного механика. Сделайте это либо со своим знакомым специалистом, либо наймите другого «беспристрастного» техника. Наконец, вам останется разобраться с документами и правильно оформить их на свое имя.
Спросите совет у своих коллег-пилотов, техников или же на авиафорумах, если у вас возникли сомнения. И помните: с покупкой нового самолета у вас все только начинается!
Напомним, что вы можете купить GPS-навигатор Garmin Aera 500
Вас также может заинтересовать авиационная гарнитура David Clark H10-20
Не забудьте о кейсе для пилотов Korchmar Captain 18’’
1 Коментарі
Очень хорошая информация для новичка. Благодарю!
Лишити коментар