Авиационная рация считается одним из самых незаменимых инструментов. Многие пилоты предпочитают брать ее с собой на аэродром, ведь она помогает держать связь с землей на случай, если бортовая радиостанция выйдет из строя. Рация дает много преимуществ как в воздухе, так и на земле. Более того, ее очень часто применяют операторы беспилотных летательных аппаратов. 

На общем фоне всех плюсов и минусов для вас остается единственный вопрос: «какую рацию себе бы взять, чтобы прям безотказно работала и на всю жизнь?».

Как и в случае со всеми другими авиационными товарами, это будет зависеть от вашего бюджета и ваших целей. Поэтому мы решили написать для вас эту статью, чтобы помочь сузить круг поиска. Мы расскажем, на что обращать внимание при покупке авиационной рации, какую пользу они принесут пилотам дронов, а также рассмотрим некоторые из самых популярных раций на авиационном рынке.


Решите для себя, что вам нужно

Портативные радиостанции прошли долгий путь от самых древних до более усовершенствованных. Выбор подходящей радиостанции требует много размышлений и исследований, ведь каждая из них отличается теми или иными характеристиками (не говоря уже о цене). Имея это ввиду, давайте обсудим некоторые первоначальные вопросы, которыми следует задаться перед покупкой.


Нужна ли вам авиационная радиостанция?

Этот вопрос может показаться немного странным, ведь вы сейчас читаете статью о выборе рации, верно? Однако здесь стоит призадуматься. 


Рис. 1. Рация Yaesu 750L держится с помощью крепления к штурвалу


Как мы уже вскользь отмечали, что такие устройства достаточно недешевы. Некоторые специалисты могут даже возразить, что рация не является важным предметом наличия в лётной сумке. 

Вопрос заключается в том, летаете ли вы по ППП или нет. Кроме стандартных ситуаций, есть вероятность осуществления приборных полетов, в частности, захода на посадку в условиях потери радиосвязи с диспетчером. Конечно, в таких случаях пилоты действуют согласно установленным процедурам, но они не всегда могут спасти положение. Именно здесь портативная радиостанция может сыграть решающую роль касательно вашей безопасности. 


Используете ли вы VOR и ILS в полете?

Пилоты работают с тем, что у них есть. Но они также должны уметь адаптироваться под ситуацию, когда у них нет того оборудования, которое им очень пригодилось бы. В этом случае под словом «адаптироваться» мы подразумеваем наличие портативной радиостанции.

В вашем самолете есть встроенный GPS-навигатор? Отлично, если да. Но что делать, если он выйдет из строя? Для этого существуют поративные радиостанции с возможностью настройки частоты VOR и ILS. С их помощью воздушное судно принимает сигналы от наземных радиомаяков для определения своего местоположение как в горизонтальном полете, так и на участке глиссады. 

Рис. 2. По рации ICOM считывается навигационная информация  


Пилоты ВС нуждаются в корректной работе GPS-навигаторов. Но, если у вас есть рация, которая принимает сигналы VOR и ILS в случае отказа других навигационных устройств, значит, ваш полет пройдет безопасно на 100%. 


Как вы предпочитаете заряжать электронные устройства?

Представьте ту же самую ситуацию, когда во время полета у вас резко выходит из строя GPS-приемник или у вас пропадает связь. А что, если у вас случилось и то, и другое! В общем, все сразу навалилось и нужно что-то предпринять. 

Вы открываете свою лётную сумку и пытаетесь достать свою рацию. Вы включаете...но ничего не происходит, потому что забыли зарядить аккумулятор. 

Портативная радиостанция — это инструмент на случай аварийных ситуаций, и за ним нужно особое внимание. Убедиться, что ваше оборудование находится в рабочем состоянии — часть предполетной подготовки. К счастью, его всегда можно зарядить на месте.

Рис. 3. Пока рация слева находится на зарядке, спутниковый коммуникатор Garmin InReach уже спешит на помощь


Существует два способа зарядки портативной радиостанции:

  • Вы можете использовать стандартные батарейки, нося с собой несколько запасных для тех самых случаев;
  • Вы можете приобрести портативную рацию с аккумулятором. 


Данное решение зависит от ваших предпочтений (кому как удобней) и от бюджета. Если вы человек забывчивый, и это не является чем-то необычным для вас, тогда лучше иметь под рукой рацию, работающую на батарейках. Если же вы более организованный, тогда выбирайте рацию с аккумулятором. Просто имейте ввиду, что прежде, чем отправляться в полет, вы должны убедиться, что аккумулятор полностью заряжен. Следует также отметить, что такое устройство будет немного дороже.


Два способа сохранения частот в памяти радиостанции

Мы ранее упоминали, что рация — это инструмент на случай аварийных ситуаций. Поэтому вам бы хотелось, чтобы ваше устройство работало максимально эффективно.  В чрезвычайных ситуациях экипажу дорога каждая секунда. Однако то, что удобно для одного человека, не обязательно будет так же удобно для другого. Данное правило верно, если речь идет о возможностях сохранения частот в памяти радиостанций.

Рис. 4. Сохранение частот в Yaesu 750L


Большинство радиостанций могут хранить определенное количество частот. Есть два способа их запоминания:

  • Создать список заранее запрограммированных частот;
  • Сохранить набор частот по их названию (например YYY TWR или YYY APP).


Первый вариант поможет вам легко и быстро ориентироваться в списке сохраненных частот по вашему маршруту (очень хорошо подходит для новичков). Второй вариант подходит для тех, кто знает район полетов как свои пять пальцев. Выберите сами, как вам легче всего будет сохранять информацию на радиостанции с учетом быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях.


Подключение рации к авиагарнитуре

Для авиационных радиостанций полезным свойством является возможность подключения к ним самолетной/вертолетной гарнитур. Но для этого вам понадобиться специальный адаптер. 

Рис. 5. Рация Yaesu 750L подключена к авиагарнитуре Bose A20


Кабина — шумная среда. Если вы попытаетесь связаться с диспетчером по рации без гарнитуры, то, наверняка, вас могут просто не услышать. Дело в том, что стандартный динамик в рации не очень громкий, чтобы общаться в такой обстановке. Может быть, если вы сильно прижмете устройство к уху и закричите в него во всё горло, тогда что-то и получится. Но тогда вам бы пришлось одной рукой держать рацию, когда в вашей ситуации вам обязательно нужны обе руки (держать штурвал и двигать РУДом).

Возможность подключить гарнитуру к портативной радиостанции даст вам сосредоточиться на управлении ВС и параллельно вести радиосвязь с органами УВД. Однако стоит также помнить и о рациях, для которых вовсе не требуются переходники. Они имеют специальные разъемы, которые идеально подходят для прямого подключения авиагарнитуры к ним.  


Дроны

Сегодня дроны обретают небывалую популярность в различных сферах бизнеса. Среди них самыми актуальными являются:

  • Сельское хозяйство;
  • Строительство;
  • Недвижимость;
  • Поиск ископаемых;
  • Поиск пропавших без вести;
  • Охрана природы.

Этот список можно было бы еще продолжать до бесконечности, ведь БПЛА только набирают свою мощь.

Рис. 6. Беспилотный летательный аппарат в действии


Дроны создают абсолютно новый мир. В США корпорации проинвестировали в беспилотные летательные аппараты от 42 до 75 миллионов долларов за последние пару лет. Аналитики прогнозируют увеличение экономики за счет увеличения количества дронов, создав дополнительно 100,000 рабочих мест уже через 5-10 лет. Если наша страна будет двигаться в этом же направлении, то будьте уверены, экономика Украины может также улучшиться.


БПЛА и портативные авиационные радиостанции

Раньше пилотирование дронов напоминало Дикий Запад. Вы могли лететь куда угодно и на любой высоте без ограничений. Сейчас уже имеются конкретные законопроекты, чтобы контролировать воздушное пространство, заполоненное БПЛА. 

Для того, чтобы управлять дроном возле аэропорта, находясь при этом в рамках закона, вам потребуется связь с администрацией вашего аэропорта. Вот здесь и пригодится радиостанция.

Рис. 7. Дрон летает в пределах зоны аэропорта


Как только вы достигните участка контролируемой зоны аэропорта и убедитесь, что можете дальше продолжать полет, вы будете вести радиосвязь с помощью рации на их частоте. 

Низкие цены на покупку БПЛА привели к их использованию в различных отраслях промышленности, а также среди любителей дронов. Госавиаслужба хочет работать вместе с операторами БПЛА, чтобы сделать воздушное пространство безопаснее для всех. 


Лучшие авиационные рации для самолетов и БПЛА

Пилотам необходимо иметь хотя бы одну портативную радиостанцию, чтобы поддерживать связь с УВД при любых обстоятельствах. Теперь, когда мы в этом убедились, давайте взглянем на некоторые из самых популярных радиостанций на авиационном рынке. 


SP-400 NAV/COM

Рис. 8. Рация SP-400 


Рация SP-400 стоит на ряду с лучшими передовыми устройствами. Используется она не только в экстренных случаях, но также при прослушивании ATIS или местных бортов, находящихся на одной частоте. 

Модель работает как на батарейках (8 АА), так и с помощью никель-металлогидридного (Ni-MH) аккумулятора, обеспечивая работоспособность до 6 часов времени при полной зарядке. Если использовать рацию, в основном, на прием, а не на передачу, батарея может прослужить до 40 часов работы. 

Рис. 9. Возможности рации SP-400


SP-400 имеет очень простое меню — достаточно лишь включить рацию и настроить нужную частоту. Память может хранить около 20 каналов. Показывает заход по ILS на дисплее, включая LOC и GS, принимает сигналы VOR и определяет магнитный пеленг самолета. Отдельная кнопка настраивает мгновенно частоту 121,5.


Yaesu FTA 750L NAV/COM

Рис. 10. Рация Yaesu FTA-750L


Рация Yaesu FTA 750L – одна из самых дорогих, но и самых эффективных портативных устройств из этого списка. Протестировав ее однажды, вы поймете, почему она так популярна.


В этой модели есть все, что нужно опытному специалисту: 

  • Прием сигналов ILS (LOC и GS);
  • Прием сигналов VOR;
  • Функции GPS-навигации;
  • 200 каналов памяти;
  • Громкий динамик (800 mW);
  • Литий-ионная батарея (7,4 V 1800 mAh);
  • 6 батареек АА;
  • Простое меню;
  • Крупный LCD-дисплей и многое другое.

Рис. 11. Страница NAV в Yaesu FTA-750L


Рация Yaesu 750L является достойным выбором для каждого пилота и оператора БПЛА. Но будьте готовы к большим инвестициям, которые предполагают дополнительные аксессуары, чтобы воспользоваться рацией на все 100%.


PJ2 COM

Рис. 12. Рация PJ2


Данная модель предлагает достаточно скромные, но самые нужные функции для пилотов и операторов БПЛА. 

Рация PJ2 не требует дополнительных адаптеров для подключения ее к гарнитуре – все необходимые разъемы уже встроены прямо в рации. Вам нужно лишь подключить кабель от вашей гарнитуры прямо в PJ2. Больше не беспокойтесь по поводу приобретения еще одного переходника. 

Отсутствие меню не заставит вас открыть целое руководство по эксплуатации. При включении устройства вы сразу можете ввести нужную частоту и вести по ней радиосвязь. А специальная ручка поможет вам отрегулировать громкость динамика. Имеет функцию шумоподавления.

Рис. 13. Переключение между частотами в PJ2


Поддерживать работоспособность PJ2 вы можете с помощью 6 батареек АА или через USB-C кабель. 

Низкая цена за самые необходимые функции и простота в эксплуатаци — главная особенность PJ2. Дополнительно об этой рации вы можете подробней прочитать в нашем обзоре.


ICOM IC-A16 COM

Рис. 14. Рация ICOM IC-A16


Пилоты полюбили эту рацию за чистоту звука благодаря усилителю мощности 1500 мВт. Она также позволяет слышать удаленные сигналы без помех. Встроена функция шумоподавления.

IC-A16 использует литий-ионную батарею емкостью 2280 mAh, которая позволяет эксплуатировать рацию до 17 часов. Устройство хранит до 200 каналов памяти с 8 символами. 

Клавиатура включает в себя 16 кнопок, однако меню не такое простое, как в PJ2. Экран также имеет подсветку для удобства в темное время суток.

Здесь присутствует быстрая кнопка экстренной частоты 121,5. Рация водонепроницаемая согласно стандартам IP67. Модель отлично подходит для использования в  шумных кабинах.


Yaesu 550L NAV\COM

Рис. 15. Рация Yaesu FTA-550L 


Авиационная рация Yaesu FTA-550L является «младшим братом» модели 750L и стоит в несколько раз дешевле. Но пусть это не вводит вас в заблуждение — Yaesu 550L имеет те же самые функции, кроме GPS-навигации. 

Данная модель включает технологию ILS и VOR. Канал памяти хранит до 200 каналов с 15-буквенно-цифровыми символами. Динамик воспроизводит четкий звук благодаря усилителю мощности 800 мВт. Работает в течении 6 часов при полной зарядке благодаря 6 батарейкам АА или литий-ионному аккумулятору 7,4 V емкостью 1800 mAh.

Рис. 16. Рация Yaesu FTA-230 в магазине Crewshop


Список авиационных раций далеко не исчерпывающий. Мы лишь хотим помочь окунуться в мир портативных радиостанций. И хотя у каждой из них есть свои плюсы и минусы, этим брендам на рынке доверяют все профессиональные пилоты и операторы БПЛА. 


Выбирайте для себя только лучшее

Авиационные радиостанции необходимы как пилотам самолетов и вертолетов, так и операторам беспилотных летательных аппаратов. 

Пилоты самолетов и вертолетов должны учитывать прием сигналов VOR и LOC, тип батареи и объем памяти. Не забудьте позаботиться о наличии адаптера или другого дополнительного переходника для подключения рации к своей авиагарнитуре. 

Рис. 17. Применение рации SP-400 в вертолете


Для операторов БПЛА важно поддерживать связь с диспетчером их аэропорта. Они могут использовать портативные радиостанции, отслеживая загруженность трафика. 

Существует большой выбор качественных авиационных радиостанций. Изучите их на основе ваших целей и бюджета, и инвестируйте в ту, которая подходит вам больше всего.


Напомним, что вы можете приобрести спутниковый коммуникатор Garmin InReach Mini 

Вас также может заинтересовать радиостанция ICOM IC-A120  

Не забудьте о спутниковых телефонах Iridium Extreme 9575 


Переведено по заказу Crewshop с оригинальной статьи с сайта www.singleenginepilot.com