История появления однодвигательных ВС завораживает. Это не только потому, что они сами по себе являются шедеврами инженерной мысли и дизайна. Дело в том, что они рассказывают об удивительных решениях авиастроителей, которые смогли объединить все пожелания пилотов и простых людей, обожавших путешествовать по воздуху, и о том, как это повлияло на их мышление для будущих проектов.

Это история о том, как авиаконструкторы работали в рамках нынешнего уровня технологий с точки зрения двигателей, материалов и электроники, чтобы создать ЛА, который бы отвечал потребностям пилотов нового поколения. Это рассказ о том, как производители воздушной техники начали понимать пилотов и их идеальное представление о самолетах, на которых бы они летали с превеликим удовольствием. И не смотря на появление молодых лиц в авиационных кадрах, их требования остались все те же.

Здесь мы представим шесть поршневых летательных аппаратов: Beech Bonanza, Piper Comanche, Cessna 210, Mooney 201, Piper Saratoga и Cirrus SR22. Из этого списка только первый и последний были собраны такими, какими их задумывали изначально. Другие являются модификациями предыдущих моделей собственных серий. Возможно, вы захотите спросить, почему здесь нет таких самолетов, как Diamond DA-40, Socata Trinidad и остальных? Для нас было важно подобрать воздушные судна, которые отличаются друг от друга практически на 100%. Здесь присутствуют низкопланы, высокопланы, малогабаритные, крупногабаритные, шестиместные и четырехместные самолеты. У каждого из них не только своя собственная история, которая привела их к тому, что они являются самыми востребованными среди пилотов малой авиации. Каждый из этих ВС имеет свой характер, свою особенность, о которой мы сейчас и поговорим.


Beechcraft Bonanza

Рис. 1. Самолет Beechcraft Bonanza


Этот самолет появился на свет в 1947 году, не имеющих аналогов среди прочих ЛА: четырехместный, цельнометаллический, легкий, одномоторный пассажирский самолет с убирающимся шасси. Несомненно, это была революционная техника. В эпоху, когда популярными были самолеты с опорным хвостовым колесом, Bonanza был незаменимым воздушным судном, разработанным для мирных граждан, находившихся по ту сторону войны. Он должен был быть экономичным, легким и быстрым, давая частным пилотам возможность путешествовать по миру и брать с собой несколько пассажиров.

Несмотря на то, что Beech Bonanza непрерывно производился в течение почти 75 лет, сегодня эта модель самолета сильно отличается от оригинала. Уже в 1960 году появилась модификация Debonair без V-образного хвоста. А в 1982 году вышла последняя модель Bonanza с классическим для нее V-образным хвостом.

Можно с уверенностью сказать, что в течение многих лет самым настоящим произведением искусства от Bonanza была модель «36» — это шестиместный самолет с прямым хвостовым оперением, который намного больше и эффективнее оригинала. Попутно было создано еще несколько разных моделей Bonanza. Но с конца 1950-х годов, когда модель V-35 получила более мощные двигатели и современные винты, самолет превратился в солидное одномоторное поршневое ВС с максимальным весом на тысячу фунтов больше, чем у оригинала, а его крейсерская скорость выросла на 20 узлов. Все это было обусловлено желаниями клиентов, а инженеры не зря к ним прислушались. Высокоэффективные самолеты предназначены для того, чтобы летать быстро, перевозить тяжелый груз и преодолевать большие расстояния, в чем Bonanza отлично преуспела.

Beech Bonanza всегда могла похвастаться максимальной дальностью полета около 700 миль. Это еще одна ее главная особенность, которая смогла установить высокую планку для конкурентов. Авиаторы требовали удлинить Bonanza, чтобы самолет вмещал достаточно топлива для поддержания мощности двигателя и увеличения максимальной дальности полета. С чем конструкторы успешно справились.


Piper Comanche

Рис. 2. Самолет Piper Comanche


Есть негласное правило, что конкурентам требуется 10 лет, чтобы превзойти предыдущее революционное открытие. И в случае с Beech Bonanza для них это были волшебные 10 лет, поскольку к 1957 году и Cessna, и Piper смогли предложить свое видение высокопроизводительного воздушного судна. Самолет PA-24 Comanche был цельнометаллическим, эффектным и современным, однако не очень быстрым. Его двигатели мощностью 180 лошадиных сил были вскоре заменены на более мощные 250 сил. Такой ЛА мог похвастаться крейсерской скоростью 160 узлов и дальностью полета до 700 морских миль.

С точки зрения эстетики модель Piper Comanche – неоднозначный вариант. С одной стороны, его цельнометаллическое стреловидное крыло с ламинарным обтеканием делают самолет довольно привлекательным. Однако многим пилотам кажется, что его низкая посадка делает общий вид немного противоречивым.

Piper Comanche был достойным самолетом, но на рынке он не пользовался популярностью и был распродан в меньшем количестве, чем его конкуренты. А отсутствие каких-либо выдающихся модификаций сделало Piper Comanche незаметным на фоне активного авиастроительства 1960-х и 1970-х годов. Разрушительный ураган Агнес уничтожил большую часть завода Piper в Пенсильвании, который поставил точку в производстве этой модели. Природная катастрофа дала толчок в создании других моделей Piper: так появились самолеты PA-28R Arrow, а затем PA-46 Malibu, которые станут одними из самых успешных моделей к концу десятилетия.


Cessna 210

Рис. 3. Самолет Cessna 210 Centurion


Первая модель самолета вышла с конвейера в 1957 году. Внешне она была немного больше, чем Cessna 182 с убирающимся шасси. В 1961 году компания открыто взяла на себя обязательство, что предоставит миру улучшенную версию Cessna 210, где будет переработан фюзеляж, изменится конструкция механизации крыла, а также будет установлен более мощный двигатель. Несколько лет спустя Cessna представила свободнонесущее крыло, которое пилоты сегодня ассоциируют с данным типом ВС.

Cessna 210 Centurion был основным конкурентом Beech Bonanza на протяжении второй половины 1960-х и до конца 1970-х годов. Самолет был шустрым – он мог развивать скорость до 200 узлов, его максимальная дальность полета составляла 900 миль, а в придачу у него была высокая полезная нагрузка.

Cessna 210 Centurion с ее высокорасположенным крылом привлекла внимание фанатов концерна, которым не требовалось много времени для перехода от Cessna 182 к первоклассному поршневому летательному аппарату. С годами завод начал выпускать модификации этого типа ВС. Очень популярной стала модель с турбонаддувом, которая давала большую крейсерскую скорость и улучшенную аэродинамику на повышенных скоростях. Такой вариант стал актуальным для пилотов, летающих в горной местности и в локациях с повышенной температурой воздуха, где ограничивались возможности самолетов без наддува двигателя.

Конечным результатом для этой модели стала модификация с герметичной кабиной – это был комфортабельный, быстрый самолет с высоким практическим потолком, который требовал высоких навыков пилотирования и тонкого внимания к деталям. Хочется отметить, что это единственный самолет в нашем списке, который прошел эволюцию до установки наддува двигателя, поскольку другие производители часто возражали против затрат и прочих сложностей. Для сравнения, Piper создал серию герметичных самолетов PA-46 Malibu, большинство из которых имеют турбовинтовые двигатели. Они также выпустили сложный, но успешный Piper M350. А Cessna решилась на строительство легких реактивных самолетов, и в этом они также не прогадали.


Mooney 201

Рис. 4. Самолет Mooney 201


Эффективность – ключевой показатель для самолетов компании Mooney. В течение многих лет они гордились тем, что умели разгонять максимальную скорость ЛА при минимальной мощности двигателя. Аэродинамическое чудо техники Mooney 201 (или M20J) появилось на свет в 1976 году с амбициозным заявлением, что этот самолет развивает скорость, пропорциональную 1 мили в час на каждую единицу лошадиной силы.

Давайте вернемся еще на несколько лет назад. Первый прототип M20 имел двигатель с мощностью 150 л. с. У него не было ничего такого, чем он мог бы выделяться на фоне остальных конкурентов. К началу 1960-х модель M20 получила цельнометаллическое крыло и двигатель с мощностью 200 л. с. Внутри этого самолета было приятно находится за счет удобных кресел. Как и почти все производители воздушных суден, фирма Mooney также переживала финансовые качели. За годы существования они сменили больше дюжины владельцев, несколько раз останавливали производство. Сегодня Mooney производят одни из самых быстрых поршневых самолетов в малой авиации.

Acclaim – это самый быстрый одномоторный поршневой самолет из когда-либо созданных за последнее время. Такого результата компания добилась благодаря установке турбонаддува двигателя, а также идеальной аэродинамике самолета, позволяющей развивать скорость около 240 узлов при его практическом потолке 25,000 футов.

Для многих пилотов классической моделью самолета Mooney навсегда останется J Model. Это быстрый, легкий, экономичный и внешне очень красивый самолет, который воплотил оригинальную концепцию Бичкрафта, созданного в 1947 году.


Piper Saratoga

Рис. 5. Самолет Piper Saratoga


Самолет Piper PA-32R не был ни первым, ни последним поршневым синглом. Но все пилоты обожали именно эту модификацию за счет высоких летно-технических характеристик.

Впервые Piper PA-32 был произведен в 1965 году, однако известность свою он получил спустя 10 лет после выпуска модификации Lance – шестиместного самолета с убирающимся шасси и двигателем Lycoming мощностью 300 лошадиных сил и инжекторной системой подачи топлива. Позже Piper внес ряд аэродинамических улучшений, в результате чего появился Piper Saratoga RG, который разгоняет крейсерскую скорость до 165 узлов.

Piper Saratoga – отличный самолет. Не сверхскоростной, но достаточно быстрый для личного пользования. Фирма приостановила строительство PA-32 в 2009 году и не возобновляла его по сей день. Это объясняется тем, что PA-46 вмещал больше пассажиров, имел лучшую производительность и более привлекательный внешний вид. Тем не менее, главный редактор американского журнала Plane & Pilot Изабель Гойер до сих пор хвалит Saragota RG за его простое управление, приличную дальность полета и удобный для пассажиров интерьер кабины. В течение нескольких лет она использовала этот самолет для деловых и семейных поездок.


Cirrus SR22

Рис. 6. Самолет Cirrus SR22


Это один из немногих высокоэффективных современных поршневых синглов, который построен из композитных материалов. SR22 является единственным сохранившимся экземпляром модели Cirrus, который производится до сих пор.

Cirrus SR22 всегда был и остается самолетом с фиксированным шасси. Такое решение вызвано с целью упростить конструкцию ВС и удешевить его обслуживание. На самолетах серии SR установлена парашютная система. Ее принцип работы следующий: пилот (или пассажир в случае потери работоспособности пилота) тянет за ручку, которая активирует парашют, помогающий опуститься самолету на землю с невероятно медленной скоростью.

Другие конструктивные особенности включают в себя современную авионику, установленную на борту, а также наличие сайдстика. Компания Cirrus заявляет, что через пару лет все последующие модели SR20 и SR22 будут иметь полностью стеклянные кабины.

Самолеты Cirrus SR22 оснащены двигателями с турбонаддувом, которые позволяют пилотам летать на высоте 25,000 футов со скоростью 214 узлов. Максимальная дальность полета достигает около 900 морских миль. По состоянию на начало 2021 года компания Cirrus выпустила более 8000 поршневых ВС серии SR.

Одни считают, что производители достигли максимума для этой модели. Другие уверенны в том, что есть еще много, над чем нужно поработать. Чаще всего авиаторы говорят о скорости, которая сильно уступает самолету Mooney Acclaim. Однако для поршневой модели SR22 инженеры действительно сделали все, чтобы пилотам было легко и комфортно летать в деловых и личных целях. Если мы будем говорить за одномоторный самолет, компания Cirrus уже построила идеальный вариант нового поколения SF-50 Vision Jet – сингл с турбореактивным двигателем, крейсерская скорость которого достигает 310 узлов.

Какие самолеты нас ждут в будущем? Полностью бесшумные электрические ВС с крейсерской скоростью 300 узлов? Гении инженерной мысли сейчас работают над тем, чтобы создать новую революцию в мире авиастроительства. Однако, что это будет и когда мы это увидим, остается загадкой. А пока мы можем наслаждаться теми самолетами, которые способны нас удивлять и радовать сегодня.

Какие из поршневых самолетов ваши самые любимые?

Напомним, что вы можете приобрести самолетную гарнитуру David Clark H10-20

Вас также может заинтересовать энциклопедия пилота 3-е издание

Не забудьте о маслофильтрах для двигателей Rotax 912/914