Даже сегодня услышать на борту женский голос, приветствующий пассажиров в качестве капитана воздушного судна, можно не так часто – хотя женщины давно уже доказали, что могут летать наравне с мужчинами. А сотню лет назад женщина в небе – это было фантастическое, почти невероятное явление. Тем больше восхищения вызывают представительницы прекрасного пола, бросившие вызов общественному мнению и стихии, и ставшие первооткрывательницами небес. Давайте вспомним славные имена тех, кто были в числе первых.



 

Раймонда де Ларош

 

Первой женщиной-авиатором стала француженка Раймонда де Ларош (урожденная Элиза Дерош). На самом деле, девушка из простой семьи мечтала стать актрисой, но в историю вошла в качестве летчицы. Причем, первое «крещение небом», произошедшее 110 лет назад – 22 октября 1909 года, – произошло фактически случайно. Барышню просто взял с собой «прокатиться» на аэроплане приятель, дал ей «порулить», и та не удержалась: разогналась до нужной скорости, поднялась в воздух на 6 м и пролетела метров 300 вперед. А дальше ее было уже не остановить: мадемуазель пошла учиться на пилота, и уже через полгода принимала участие в состязаниях авиаторов и получила первое во Франции летное удостоверение, выданное женщине. Позже летчица, выступавшая под своим сценическим псевдонимом Раймонда де Ларош, участвовала в различных авиашоу, устанавливала рекорды. А спустя 10 лет после начала летной карьеры погибла в авиакатастрофе, в которой была не за штурвалом самолета. Сегодня памятник знаменитой француженке можно увидеть в парижском аэропорту Ле Бурже.



 

Доминикия Кузнецова-Новолейник и Лидия Зверева

 

А вот в Российской империи одна дама хотела стать авиатрисой (как в то время называли летающих женщин), а стала актрисой – после того, как первый полет не удался. Будучи супругой инженера и пилота Павла Кузнецова, в мае 1911 года Доминикия пыталась подняться на его самолете «Блерио-ХI» в ходе II Международной недели воздухоплавания, проходившей в Санкт-Петербурге. Однако, обладая лишь теоретическими знаниями о полетах, не смогла удержать его в воздухе и рухнула на землю. Таким образом, Диминикия так и не была признана первой российской летчицей, продолжать не решилась, и ушла в театральное искусство. А официально первой в России стала Лидия Зверева – дочь героя Балканской войны Виссариона Лебедева. Девушка мечтала о полетах, еще учась в институте благородных девиц. Сразу после его окончания в 1911 году она отправляется в авиационную школу, и уже через пару месяцев получает диплом пилота-авиатора. Позже она вместе с супругом будет строить самолеты, откроет собственную авиашколу, а в 1913 году совершит воздушную фигуру, которая войдет в историю авиации — «мертвую петлю». Уйдет из жизни Лилия Зверева рано, всего в 25 лет – от тифа.

 


Элен Дютрё

 

А вот эта авиатриса и любительница приключений прожила долгую жизнь: родилась в 1877 году, а умерла в 1961-м. Для эпохи зарождения авиации это довольно редкий пример – многие пионеры гибли в авиакатастрофах, вызванных ненадежностью тогдашней авиатехники. Но эта девушка из семьи бельгийского офицера никогда ничего не боялась. С юных лет Элен Дютрё занималась вело- и мотоспортом, гонками на автомобиле, ставила мировые рекорды, была каскадером – и стала четвертой в мире женщиной, получившей лицензию пилота. Свой первый одиночный полет она совершила в 1909 году. А уже вскоре оказалась единственной женщиной, патрулировавшей небо над Парижем для защиты от немецких дирижаблей. Кроме того, она была первой в мире женщиной, пилотирующей гидросамолет, успела выиграть множество соревнований и стала первой женщиной- летчиком, награжденной французским Орденом почетного легиона.



 

Амелия Эрхарт

 

Амелия Экхарт не попала в список самых первых лишь в силу возраста – она родилась в 1897 году, а значит в годы, когда покорять небеса начали женщины, была еще ребенком. Но самолеты ее манили уже тогда: по воспоминаниям, с детских лет она предпочитала играм с куклами аэрошоу. Именно на выставке летательных аппаратов в 1920 Амелия впервые попробовала полет – в качестве пассажира. А уже в следующем году завершила обучение пилотированию и пробрела свой первый самолет. Так началась одна из самых ярких женских авиакарьер в авиации: в последующие годы Амелия Эрхарт будет участвовать в воздушных гонках, устанавливать рекорды, писать книги и просто собственным примером продвигать летное дело. Так, она первой в мире поднялась на высоту 4300 метров, первой пересекла океан за 20 часов 40 минут, и была первым президентом международной организации пилотов-женщин «Девяносто девять» — по числу первых ее членов. В легенду Амелию Экхарт превратила не только ее яркая жизнь, но и загадочное исчезновение: она пропала без вести 2 июля 1937 года во время попытки осуществить свою давнюю мечту – совершить полет вокруг света по самому протяженному маршруту, держась как можно ближе к экватору. За этой авантюрой следил весь мир, экипажем в составе Амелии и штурманов (вначале двух, в момент исчезновения – одного) уже проделал 80% маршрута, пролетев более 22 тысяч миль — через Атлантику, экваториальную Африку, Аравию, Индию и Юго-Восточную Азию. Некоторые из 28 этапов перелета были официально зарегистрированы как мировые рекорды. На очередном отрезке пути ее приземления ждала целая официальная делегация: специально для этого на островке Хауленд в центральной части Тихого океана по распоряжению президента Рузвельта была построена взлетно-посадочная полоса… Однако самолет Эрхарт так никогда туда не долетел. С тех пор загадка исчезновения Амелии будоражит умы, а ее история вдохновляет множество людей во всем мире.