У курсантов часто возникают трудности с радиообменом. Никто не хочет делать ошибки, но порой, некоторые ученики отвечают на фразы диспетчера «своими словами», в следствии чего возникают недопонимания в обмене информацией. Такие ситуации влияют на процесс обучения и на безопасность полетов в целом.

Есть много прекрасных ресурсов для улучшения навыков радиообмена. Они подходят как для курсантов, так и для более опытных пилотов. В список рекомендаций входят учебники EASA по радиообмену, пособия от наших украинских изданий, онлайн курсы, семинары, мобильные приложения и многое другое.

Навык, который нужно развить – это готовность ответить на сообщение диспетчера прежде, чем вы нажмете на кнопку «Радио». Если вы примерно знаете, какую фразу вам передаст сотрудник вышки, вам будет намного легче принять его информацию и ответить, как подобает регламенту. В любом случае вы будете звучать в эфире более профессионально, будь вы курсант или действующий пилот авиакомпании.

На изучение всех фраз может понадобиться какое-то время. Но к счастью, вы уже сейчас можете избежать некоторых типичных для курсантов ошибок. Здесь мы собрать 7 классических фраз, которые не нужно употреблять в эфире по тем или иным причинам.

Рис. 1. Лётная практика


« With you ». Если вы летите по маршруту с промежуточными посадками на разных аэродромах, то обязательно столкнетесь с несколькими диспетчерами на отрезке всего полета. Иногда это будет диспетчер AFIS, а иногда - контроль, подход и так далее. Тем не менее, ваше сообщение о местоположении должно быть коротким и понятным: «Odessa Approach, Cessna UR-ABC, 4000». Не нужно говорить: «With you at 4000». Кажется мелочью, но это выглядит как «засорение эфира» в глазах диспетчеров. И это им не нравится.

« Roger » - не всегда является полным ответом. Если диспетчер дает вам разрешение на выполнение какой-то процедуры, он ожидает подтверждения того, что вы его поняли. Со стороны может показаться, что «Roger» может быть достаточно, но этого мало. Если диспетчер говорит: «Cessna UR-ABC, Kennedy Tower, taxi to runway 22R via Papa, Alpha, hold short of runway 31R», он хочет знать, что вы услышали полностью всё сообщение. А для этого его нужно повторить.

Начинать фразу с «э…», «и…» и так далее. Мы все люди, и иногда можем запнуться в моменте передачи сообщения. Но все эти запинки и лишние звуки также являются «засорением эфира». Каждая секунда в небе дорога, и от таких маленьких пауз нет никакой пользы. Подумайте, прежде чем говорить. Только после этого нажимайте на кнопку «Радио» и передавайте ваше сообщение.

Слишком много информации. Если вы взлетаете в воскресенье вечером с небольшого аэродрома, на котором нет других бортов, кроме вашего, не нужно докладывать диспетчеру, что вы рулите со стоянки на РД 1. Конечно, если вы пересекаете активную ВПП и перед вами взлетают другие самолеты, оповестить о своих намерениях необходимо. Однако постарайтесь озвучивать только самую важную информацию. Задайте себе вопрос: «Как мое сообщение повлияет на решения диспетчера или пилотов других бортов?». Если никак, тогда эта информация не несет смыслового контекста.

Использование местных ориентиров для доклада о местоположении. Представьте, что вы летите на незнакомый аэродром. В эфире вы передаете: «Solnechnoe, Cessna UR-ABC, 3 miles east, entering the 45 for left downwind runway 24». Любой пилот или диспетчер будет точно знать, где вы находитесь. Как вдруг другой борт появляется в эфире и докладывает: «Solnechnoe, Piper UR-QWE is over the big gold church for downwind». Возможно, местные жители бы поняли, где примерно находится такая церковь, но вы будете определенно сбиты таким докладом. Поэтому старайтесь избегать описаний местных достопримечательностей и ведите отчеты о местоположении в зависимости от расстояния или населенного пункта до аэропорта.

Использование IFR точек при подходе на аэродром без вышки. Бывают случаи, когда курсант, еще не отлетавший 15 часов, начинает докладывать по радиосвязи: «Ozernoe, Cessna UR-ABC is at KWIPS on the RNAV approach». Но скорее всего, он понятия не имеет, что значит «RNAV approach», и где он вообще нашел точку KWIPS. Более того, его аэродром вовсе не имеет вышки и специализированного оборудования, которое бы смогло вычислить его местоположение по озвученным данным. Поэтому такой доклад не имеет никакого смысла. Гораздо лучше сказать: «Ozernoe, Cessna UR-ABC is 5 miles northeast, straight in on the visual approach for runway 26».

«Any traffic in the area please advise». Такое редко, где можно услышать, но подобные ситуации также могут встречаться в радиоэфире. Борт, который только что вошел в (не)контролируемое воздушное пространство, просит озвучить местоположение всех находящиеся ВС в пределах ВП. Если вы хотите получить некое представление о трафике, просто внимательно слушайте радиосвязь на частоте вашего ВП. Таким образом вы не засоряете эфир, даете возможность другим бортам принять/получить информацию, более предметную и полезную для безопасности полета.

А какие еще ошибки в радиообмене вы могли встречать среди коллег или курсантов?

Напомним, что вы можете приобрести авиационную гарнитуру David Clark H20-10S

Вас также может заинтересовать гарнитура David Clark H10-13.4

Не забудьте про смартчасы Garmin D2 Air