Величайшие достижения в области авиации связаны с развитием технологий, которые обеспечивают движущую силу воздушным суднам, помогая им отрываться от земли. Создание высокоэффективной двигательной установки было самой трудной задачей для братьев Райт. Даже после исторического события в Китти-Холмс авиаторы не переставали думать над улучшением своего детища. В этом им помогал специалист по двигателям внутреннего сгорания Чарли Тейлор. Первый его прототип весил 160 фунтов и имел 16 лошадиных сил. Для того времени это было просто космическое соотношение мощности к весу. Однако через несколько десятилетий авиастроение смогло добиться еще больших результатов, отойдя от первобытной технологии конструкции двигателей.

В этой статье мы перечислили 8 двигателей, которые привнесли свой вклад в развитие авиастроения и помогли дать толчок к созданию более современных и эффективных двигательных установок.


Gnome/Le Rhône

Рис. 1. Двигатель Gnome/Le Rhône


Роторные двигатели Gnome и Le Rhône изначально создавались отдельно. Компании объединились незадолго до начала Первой мировой войны, начав совместное производство. Первые модели имели мощность 110 л. с. – это был лучший результат среди конкурентов. Поскольку они создавались не только во Франции, но и в США и Германии, Gnome/Le Rhône стали основными двигателями для всех самолетов тех времен, которые находились на вооружении в этих государствах. Более 100,000 моделей Gnome/Le Rhône было выпущено в период войны.

Однако в виду ряда недостатков, связанных с резким падением мощности в полете, гироскопической прецессией, ухудшающей управление ВС, и отсутствием дальнейшего прогрессирования данной модели, к концу Первой мировой войны роторные двигатели Gnome/Le Rhône начали терять свой успех. Позже они остановили свое производство.


Liberty L-12

Рис. 2. Двигатель Liberty L-12


Модель двигателя появилась к концу Первой мировой войны и успела громко заявить о себе на рынке авиационного двигателестроения. Производитель предлагал шестицилиндровые и восьмицилиндровые варианты двигателей. Но Liberty L-12 с водяным охлаждением и 400 л. с. показал лётчикам настоящий потенциал газопоршневых установок. Его мощность была в 4 раза больше, чем у самых популярных роторных двигателей того времени. Этот прототип стал новой надеждой для всей будущей авиации.


Wright Whirlwind

Рис. 3. Двигатель Wright Whirlwind


До того, как на легкие самолеты начали ставит оппозитные двигатели, основной движущей силой были радиальные типы двигателей. Отчасти это связано с тем, что военные проектировщики США единогласно проголосовали за этот тип. Радиальные двигатели были установлены на самолетах, начиная от учебных и личных, заканчивая самыми большими бомбардировщиками. Чтобы понять разницу между потенциалом радиальных и оппозитных двигателей, достаточно сравнить самолеты Beech Staggerwing 1945 года с радиальным двигателем и Beech Bonanza 1945 года с оппозитным четырехцилиндровым двигателем.

Wright Whirlwind относится к типу радиальных двигателей, который появился в начале 1920-х годов по просьбе военно-морского флота США. Изначально Wright Whirlwind был 9-цилиндровым двигателем, но вскоре компания начала производить маломощные и легкие модели с пятью или семью цилиндрами для самолетов малой авиации.

Преимущество радиального двигателя состояло в том, что у него было воздушное охлаждение. А цилиндры, входящие в конструкцию этого двигателя, соответственно, получали много холодного воздуха. Такое решение значительно снижало риск отказа установки. Однако у него был недостаток: Wright Whirlwind занимал большую площадь. Чем мощнее была модификация этого двигателя, тем больше и тяжелее он становился.


Continental A40

Рис. 4. Двигатель Continental A40


С годами возникла острая потребность в увеличении скорости и полезной нагрузки. На легкие самолеты устанавливать новые радиальные двигатели было бессмысленно, поскольку они были тяжелыми, сложными и дорогостоящими. На их замену тогда пришли четырехцилиндровые оппозитные модели с воздушным охлаждением, построенные Continental Motors на базе Piper. Эти двигатели мощностью 40 л. с. весили около 155 фунтов. Их небольшой размер стал ключевых фактором для популяризации в малой авиации. А позже они стали главной визиткой самолета Piper J-3 Cub, которого все знают по сей день.

40 лошадиных сил – это приемлемая мощность, но ее было все же недостаточно. Со временем двигатель Continental A40 получил несколько модификаций. Самыми успешными из них были C90 и A200, которые производили дополнительно 50-60 лошадиных, будучи тяжелее всего лишь на 15-25 фунтов.

Вскоре после этого появился очень схожий двигатель Lycoming O-145, который, как и его конкурент Continental, идеально подходил для легких самолетов того времени, включая Piper Cub. Вместе эти две компании десятилетиями доминировали на рынке двигателестроения, поставляя для малой авиации тысячи разных модификаций. Сегодня они по-прежнему являются лидерами среди прочих своих конкурентов.


Серия двигателей Lycoming 540 и Continental 520/550

Рис. 5. Двигатель Continental 550


Мы не просто так объединили эти две фирмы вместе. Они оказали огромное влияние на развитие малой авиации. Continental 550 и Lycoming 540 были совершенными двигателями, обеспечивая высокую мощность и надежность. Такие самолеты, как Beech Bonanza, Cessna 210, Cirrus SR22 и другие современные типы ВС используют для своей стандартной комплектации именно Continental 550 и Lycoming 540.


Rotax 912

Рис. 6. Двигатель Rotax 912


Это, пожалуй, один из самых революционных двигателей в истории легких самолетов. Еще в те времена Rotax 912 уже использовался в сотнях различных моделей сертифицированных и спортивных самолетов. Четырехцилиндровый двигатель с гибридным охлаждением впервые был представлен в 1989 году. Он имел 80 лошадиных сил. Его характеристики помогли вывести спортивную авиацию на новый уровень. Раньше в этом сегменте преобладали двухтактные двигатели, многие из которых также производились Rotax. Компания выпустила около 75,000 авиадвигателей.

Rotax 912 – это усовершенствованный двигатель прототипа Rotax 582. Он входит в комплектацию более чем 225 разных сверхлегких и легких самолетов. Rotax 912 примерно на 33% эффективнее обычных газопоршневых двигателей и может работать как на автомобильном топливе, так и на 100LL. Сегодняшние модификации Rotax 915 могут развивать мощность около 150 лошадиных сил.


Thielert Centurion 1.7

Рис. 7. Двигатель Thielert


Последним в нашем списке стал не менее значимый двигатель в истории строения легких самолетов - Thielert Centurion 1.7, представленный компанией Diamond и установленный на самолете DA42, появился в начале 2000-х годов. Двигатель является переделкой автомобильного двигателя Mercedes. Это был первый коммерчески успешный дизельный авиационный двигатель.

Четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом мощностью 135 л. с. имеет много преимуществ, но самым убедительным из них является высокая топливная эффективность, которая преобладает над некоторыми газопоршневыми двигателями аналогичной номинальной мощности. Он использует топливо Jet-A, которое вы можете найти практически в любом аэропорту мира.

Однако у Thielert Centurion 1.7 есть несколько важных недостатков. Во-первых, для его обслуживания очень тяжело найти все необходимые детали. Во-вторых, его надежность не такая высокая, как у других конкурентов. В итоге компания Thielert объявила о своей неплатежеспособности. Но Diamond решилась на отчаянные меры и создала собственное дочернее предприятие по производству двигателей Austro Engines. Двигатели Thielert, которые сейчас стали значительно лучше, теперь производятся в США компанией Continental Aerospace Technologies.

А какой двигатель установлен на вашем воздушном судне?

Напомним, что вы можете приобрести маслофильтр Rotax

Вас также может заинтересовать свеча зажигания Champion REM37BY

Не забудьте про фильтр масляной Tempest для двигателей Rotax