В жизни каждого пилота наступает момент, когда он должен задать себе вопрос: «Стоит ли покупать собственный самолет или продолжать арендовать?». Если вы уже спросили себя об этом, значит, вы достигли либо необходимого уровня навыков для свободного управления ВС, либо уровня финансовой независимости (а может и того, и другого). 

Давайте теперь обсудим эту насущную дилемму. Мы собрали для вас только самые необходимые темы, которые нужно затронуть перед тем, как дать себе окончательный и уверенный ответ:

  1. Ваши цели;
  2. Преимущества и недостатки покупки ВС;
  3. Необходимые затраты на материалы для техобслуживания;
  4. Время для покупки;
  5. Преимущества аренды;
  6. Способы аренды.

Регулярная аренда воздушного судна для полетов в свое удовольствие — это роскошь, а иметь собственный самолет в ангаре — это вдвойне роскошь. Однако мы знаем, что это все намного реальней, чем кажется для большинства людей на первый взгляд.


Рис. 1. Хотели бы вы иметь собственный самолет?


(Пере)оценка ваших целей

Цели у каждого пилота абсолютно разные и зависят они от того:

  • Почему они стали пилотами;
  • Как часто они летают;
  • На чем они летают.

Так какие же у вас цели? Может, вы еще курсант, который уже мечтает о собственном чартерном бизнесе? Или же вы опытный пилот, который хочет расширить свои возможности? Давайте разберем две самые общие, но такие популярные направления: работа и развлечение.


Работа или развлечение?

Под словом «работа» мы не имеем в виду то, что вы работаете на должности пилота в авиакомпании. Причина, по которой некоторые люди получают лётные свидетельства, связана с необходимостью регулярных путешествий по работе. 

Им больше не хочется иметь дело с коммерческими авиакомпаниями, для которых постоянные задержки или отмены рейсов —  обычное дело. Эти пилоты решили взять все в свои руки и самостоятельно организовывать полеты по тем направлениям и в то время, когда это нужно. 

Рис. 2. Разнообразный выбор летательных аппаратов


Другие любят управлять самолетом только ради удовольствия. Им достаточно полетать несколько часов каждые выходные, чтобы чувствовать себя счастливей. 

Главное, о чем следует призадуматься — каким образом аренда/покупка ВС может облегчить вам жизнь или решить какие-то серьезные вопросы. 


Габариты воздушного судна

Сколько человек вы планируете брать с собой на борт? Возможно, у вас большая семья и вы хотите брать ее с собой на все длительные командировки? Если это так, вам нужно определиться, насколько большой самолет вам нужен для их размещения. 

А может, вы из тех людей, которые под предлогом «похода на рыбалку» желаете провести время в одиночестве и покататься самому на самолете (и мы полностью вас понимаем). В таком случае обратите внимание на менее крупный ЛА.

Когда вы задумываетесь о своих целях, вам нужно представить свои текущие и будущие обстоятельства для того, чтобы решить, покупать самолет или лучше продолжать арендовать.


Преимущества владения воздушным судном

У людей, владеющих собственным ВС, есть много преимуществ, и большая их часть связана с обретением свободы действий. 


Никаких ограничений

Рис. 3. Самолет – это свобода движения


Как и аренда автомобиля, пользование самолетом на прокат ограничивает вас во времени и делает вас зависимым от многих обстоятельств. Владение личным воздушным судном дает вам право выбирать, куда и когда вы захотите отправиться на этот раз. А лётные школы, аэроклубы и другие подобные организации не будут вас привязывать к каким-либо ограничениям.


Возможность модернизации

Имея собственное ВС, вы можете модернизировать его по своему вкусу: перекрасить, внести изменения в силовую установку, обновить авионику, поставить новый штурвал и сиденья, и так далее. Дайте волю творчеству и собственному видению идеального самолета. Вашим фантазиям никто не сможет помешать и у вас будет возможность превратить обычный одно/двухмоторный ЛА в самолет своей мечты. А в качестве бонуса вам больше никогда не придется заново регулировать положение кресла после предыдущего пилота. 


Обслуживание

На самом деле, это палка о двух концах. С одной стороны, за качественное техобслуживание приходится либо кому-то платить, либо заниматься этим самому. Для некоторых людей это не является чем-то привлекательным и даже может оттолкнуть от идеи покупки. Однако есть и те, кто получает от этого истинное удовольствие. 

Рис. 4. Техобслуживание бывает и в радость


Порой встречаются пилоты, которые говорят нам, что лучше полетов на самолете может быть только его обслуживание. Они рассматривают это, как способ выражения любви к своей технике и более скрупулезное отношение к ней. 


Недостатки владения воздушным судном

Не все бывает столь гладко, как мы этого хотели бы. И даже самые приятные вещи могут иметь обратную сторону медали. Владение собственным ВС не является исключением. 


Обслуживание самолета (снова)

Да-да, мы вписали этот пункт и как преимущество, и как недостаток. Что касаемо положительной стороны, мы немного обсудили это. Но, по большей части, это может вызвать только лишнюю головную боль.

Вы можете нанять человека или даже небольшую команду специалистов, которые будут заниматься обслуживанием самолета. Вы также можете сделать все самостоятельно, тем самым сэкономив деньги. Но есть пилоты, которым не по душе оба расклада: они не хотят ни заниматься этим самому, ни нанимать кого-то другого. И это вполне объяснимо.


Рис. 5. Опытная команда техников осматривает самолет


Деньги и время, потраченные на обслуживание — это те же самые деньги и время, которые можно было бы вложить на организацию полета! Если вы относитесь именно к этой категории пилотов, то покупка собственного ВС может быть не самым лучшим решением. В конце концов, плановое техобслуживание требуется примерно каждые 50-100 часов полета без учета неожиданных поломок во время эксплуатации.


Страхование

Арендатор платит за страховку самолета примерно 200 долларов в год. Сравните это со страховкой владельца, которому она обходится в порядке 1000 долларов, если не больше. Это огромная разница! Поэтому, перед покупкой ЛА стоит убедиться, что вы можете потянуть такие цифры.


Комиссионные сборы за хранение самолета в ангаре или на открытой стоянке

Одной из самых главных вещей, над которыми нужно задуматься, является место, где вы будете хранить свой самолет. Скорее всего, у вас нет собственной ВПП (это здорово, если она у вас есть). Подавляющее большинство пилотов оставляют свои ВС в местом аэропорту.


Рис. 6. Буксировка ВС в ангар


Месячные цены бывают разные, но можно с уверенностью сказать, что цена за хранение ЛА в ангаре выше, чем просто привязать его на стоянке с помощью швартовочного набора. Швартовка поможет вам сэкономить большую часть денег, однако все равно придется заранее спланировать и составить бюджет для выбранного места стоянки, если вы покупаете ВС.


Затраты на материалы для владельцев самолетов

Как вы уже убедились в предыдущем разделе, владение собственным самолетом — это не самое дешевое занятие. Однако есть способы заранее спланировать бюджет для затрат на содержание такой покупки, увидев все дальнейшие перспективы и даже сэкономить огромное количество денег.

В ранней нашей статье «Покупка вашего первого самолета: пошаговая инструкция» мы писали о постоянных (стоимость услуг фиксирована и не меняется с течением времени) и переменных (для которых цена может изменяться с течением времени) затратах. Давайте немного их коснемся и начнем с постоянных.


Постоянные затраты

Их предугадать значительно проще. Вот пример того, как можно составить предварительный план для них:

  1. Стоимость самолета/кредит: 38,100 долларов/1333 долл/год или 111 долл/мес.
  2. Проверка самолета: 100 долларов.
  3. Хранение в ангаре: 1020 долл/год или 85 долл/мес.
  4. Ежегодный осмотр: 600 долл/год или 50 долл/мес.
  5. Страховка: 550 долл/год или 46 долл/мес. 

Подведя итоги, вы должны инвестировать 3500 долларов/год или 292 доллара/месяц в свой самолет с учетом постоянных затрат (у каждого могут быть свои цифры). Взглянув со стороны на бюджет по данной схеме, вы можете сэкономить много денег.

Рис. 7. Учитывайте все затраты на содержание собственного воздушного судна


Переменные затраты

Здесь цифры будут варьироваться от того, как часто вы будете летать. Ниже мы приведем небольшой пример того, как могут выглядеть переменные затраты на эксплуатацию ВС:

  1. Топливо: 3-3,5 долл/час * 8,5 галлонов/час.
  2. Масло, включая стоимость фильтра: 2,5 долл/час. https://crewshop.ua/obsluzhivanie-la/zapchasti/dlya-dvigatelya/maslyanye-filtry/filtr-maslyanyj-champion-ch48103-1 
  3. Ресурс двигателя и воздушного винта: 7,5 долл/час.

В этом случае вы инвестируете около 40 долларов за каждый час полета на собственном ВС. Помните, чем чаще вы будете летать, тем быстрее будет происходить износ вашего самолета, что приведет к учащению количеств техобслуживания и ремонта. Однако эти затраты можно заранее предвидеть, если правильно вести учет в бортжурнале. В некотором смысле это даже означает, что ваше воздушное судно будет всегда находится в самом лучшем состоянии!


Время для покупки

Итак, мы выяснили все плюсы и минусы владения собственным самолетом, а также составили общее представление о том, в какую сумму это всё обойдется. Наш следующий вопрос будет звучать таким образом: как узнать, что вы готовы на такой решительный шаг в виде покупки ВС? У каждого пилота на этой есть свой ответ. Чтобы помочь вам, мы составили список основных критериев, которые ускорят процесс принятия решения. 


Правило 300 часов

Рис. 8. А какой ваш налет часов в среднем за год?


Согласно этому правилу, покупать самолет можно в том случае, если вы регулярно проводите в небе, в среднем 300 часов в год. Именно в этот момент аренда перестает быть рентабельной и вы, фактически, начинаете терять деньги. Это особенно верно, если в добавок вы также регулярно арендуете напрокат гарнитуру или другое оборудование. 

Могут быть периоды, когда вы летаете меньше. Могут быть периоды, когда вы летаете больше. Но если ваш средний налет варьируется в пределах 300 часов в год, то вы определенно готовы, чтобы задуматься о следующем шаге — покупке собственной техники.


Пример ваших целей

Еще в самом начале этой статьи мы рассказывали об определении ваших целей. Но мы должны напомнить об этом еще раз, так как этот фактор играет большую роль. Вы можете решиться на покупку самолета именно тогда, когда он вам действительно необходим.

Если вы летаете всего пару часов в месяц, тогда приобретать ВС смысла нет. Но если самолет является практически основным вашим видом транспорта, вам определенно стоит призадуматься о возможности его владения.


Обязательства

Вы должны быть на 100% привержены полету, если вы планируете купить самолет. Для большинства пилотов авиация зародилась в их сердцах еще с детства. Они стараются летать, хотя бы, по 5-6 часов в неделю, чтобы их навыки не заржавели от длительных перерывов. Однако есть и те, для кого полет — лишь мимолетный интерес. Мы хотим подчеркнуть, что покупка без конкретных обязательств приведет только к потере времени и денег.


Преимущества аренды самолета

Допустим, что после пересчета своего бюджета вы поняли, что на данный момент не можете позволить себе такую покупку. Тем не менее, аренда ВС также предлагает много возможностей для пилотов, особенно, для малоопытных. 


Приобретение опыта

Арендовать воздушное судно очень выгодно тем, у кого мало лётных часов и есть стремление увеличить это число на перспективу. Взять самолет напрокат вы можете в лётных школах и аэроклубах (самые популярные места для аренды). 


Разнообразие

Рис. 9. В аэроклубах и лётных школах большой выбор разнообразных ВС под аренду


Когда вы посещаете любой из аэроклубов или лётных школ, перед вами стоит огромное количества разнообразных самолетов, на которых вы можете полетать ближайшие несколько часов. Такая практика особенно полезна тем, кто желает обзавестись своим самолетом, но они не уверены, какой тип ВС им подходит больше всего.

Аренда самолета также даст вам возможность развить свои навыки пилотирования на разных типах, не останавливаясь на конкретном одном. 


Ваши цели

Так точно, мы снова поднимаем эту тему! Большое разнообразие самолетов расширяет ваши дальнейшие перспективы. 

Вас настигло желание провести час-другой в одиночестве среди облаков, исследуя открытое небо? Просто арендуйте любой из предложенных самолетов. Вы хотите взять всю свою семью и отвезти на отдых? Обратитесь в аэроклуб за арендой подходящего ВС. А быть может, вы хотите потренироваться на низких и малых высотах, на пониженных или повышенных скоростях? Идите в лётную школу и аэроклуб и поделитесь своими мыслями.


Летайте без забот

Заплатив за аренду самолета, вам не нужно думать о состоянии ВС и его обслуживании.

Рис. 10. Берите в аренду самолет, зовите своих друзей и близких, и получайте удовольствие от полета


Конечно, это не означает, что вы можете плохо обращаться с техникой, которую вы арендуете. Однако вы не будете нести ответственность за техобслуживание, ежегодные проверки и так далее. Потому что это всё заранее входит в арендную плату. Вам остается только расслабиться получать удовольствие от полета.


Перспективы

Лучше арендовать самолет, чем вообще не летать, верно? Это позволит вам оттачивать навыки пилотирования. Кроме того, арендуя самолет, вы неосознанно подталкиваете себя на покупку своего собственного воздушного судна. 


Способы аренды

Существует много способов, как и где арендовать самолет, если вы не можете его купить в данный момент. Основными местами для поиска ВС в аренду являются лётные школы и аэроклубы. 


Лётные школы

Рис. 11. Аренда самолета в лётной школе


Лётные школы специализируются на предоставлении различных видов обучения на типах ВС. Наряду с этим лётные школы также сдают свои самолеты в аренду людям, у которых есть хотя бы PPL. 

В лётных школах вы:

  • Получаете доступ к множеству самолетов;
  • Можете арендовать любой из предоставленных типов ВС (при этом цена на топливо часто входит в стоимость аренды);
  • Имеете возможность пройти учебные курсы (теоретические и практические).

Лётные школы — отличное место для того, чтобы арендовать воздушное судно для тренировок или закрепления навыков.


Аэроклубы

Рис. 12. Аэроклубы – это огромное комьюнити и большое разнообразие выбора ВС


В аэроклубах пилоты разделяют стоимость владения самолетами, таким образом они делают пользование ВС более доступным как для себя, так и для других. Одним из самых больших преимуществ аэроклубов является наличие авиационного сообщества, основанного на огромной любви к авиации. 


Присоединившись к аэроклубу, вы можете:

  • Иметь доступ к различным самолетам;
  • Пройти обучение на конкретный тип ВС у любого, кто уполномочен таковыми обязанностями;
  • Получить услуги по техобслуживанию самолетов от техников данного клуба;
  • Стать частью большого общества людей, разделяющих вашу страсть к полетам.

Настоящая сила аэроклубов — это сообщества, которые они создают. Люди, состоявшие в них, стремятся найти как можно больше единомышленников и помочь другим сделать полет на самолете максимально доступным. 


Подведем итоги

Решение о покупке собственного самолета — одно из наиболее серьезных решений, которое может принять пилот. Для этого вам необходимо самому убедиться в том, что:

  • Владение самолетом решит большинство ваших задач;
  • Вы рассмотрели все преимущества и недостатки владения собственным ВС;
  • Вы оценили все возможные затраты;
  • Вы определились, когда вы это сделаете;
  • Вы больше не видите смысла в постоянной аренде самолета.


Однако, если вы хотите начать или продолжить арендовать ВС, вы также должны определить:

  • Все преимущества, которые предоставляет вам аренда;
  • Места, где аренда ВС наиболее выгодна;
  • Цели, ради которых вы хотите брать самолет в аренду.

Рис. 13. Авиационная сумка доступна в магазине Crewshop


Напомним, что вы можете приобрести рацию Sporty’s SP-400 NAV/COM 

Вас также может заинтересовать гарнитура RayTalk PH-100AC 

Не забудьте о смазках антикоррозийных емкостью 385 мл 


Переведено по заказу Crewshop с оригинальной статьи сайта www.singleenginepilot.com