Ситуационная осведомленность обязана присутствовать абсолютно у всех пилотов. У тех, кто летает на спортивных самолетах или на истребителях, она вовсе должна быть в избытке.

Почему так важно ее развивать? Рассмотрим на примере обыденной жизни. Вспомните людей, выходящих из супермаркета с покупками. Они блуждают со своей тележкой по парковке в надежде найти свой автомобиль. Мимо них проезжают другие машины, на которые они не обращают никакого внимания. В этот момент такие люди кажутся абсолютно блаженными, без чувства страха и опасности попасть под колеса в поисках собственного авто. Понимаете суть?

Итак, давайте разберемся: что же такое «ситуационная осведомленность»? Какой она должна быть непосредственно у пилотов? И почему одни работают над ней больше, а другие – меньше.

Хорошие пилоты имеют одну важную суперспособность – обрабатывать большие объемы информации и принимать правильные решения за короткий период времени. Этому навыку можно научиться в ходе регулярных индивидуальных тренировок.

Рис. 1. Пилот обязан быть многозадачным


Во время наземной подготовки летчики-истребители отрабатывают сценарии воздушного боя, сложность которых увеличивается с каждым днем. Цель тренировок состоит в том, чтобы каждый летчик отточил свое внимание и последовательность действий, слушая и наблюдая за происходящим вокруг. И все это при маневрировании на высоких скоростях. Так развиваются навыки ситуационной осведомленности.

Теперь мы посмотрим, как можно улучшить нашу ситуационную осведомленность на скорости 150 узлов и с креном до 30 градусов.


Готовиться к полету

Первый шаг в тренировке к повышению ситуационной осведомленности – подготовка к полету. Это важнейшее искусство, в котором пилот совершенствуется всю свою карьеру. Именно понимание того, что по плану ждет впереди, и в каких вариациях эти планы могут измениться, дают пилоту возможность «лететь впереди самолета». А также заранее быть готовым к необходимым действиям.

На чем летим? Куда? Какая там погода? Какие локальные правила и временные требования? Какие NOTAMы? Все это и многое другое является базой для выполнения спокойного и безопасного полета.

Второй шаг – научиться лучше слушать. Пока вы летите, рядом шумят моторы, другие экипажи ведут переговоры по радиостанции, из гаджетов и прочей авионики гудят оповещения. Уметь фильтровать весь этот звук и принимать только важную информацию – это целое искусство.

Для начала попробуйте установить собственные правила стерильной кабины, чтобы быть лучше сосредоточенным на навигационных задачах.

Если вы хотите посмотреть, как это выглядит на практике, поищите на Youtube видео «AirVenture Fisk Arrival». На них пилоты показывают, как они летают в Ошкош в самый пик загруженности аэродрома. Во время ежегодного авиафестиваля пилоты и диспетчеры этого района сосредоточены на том, чтобы безопасно приземлиться сквозь целую армаду маленьких самолетов. Это просто невозможно сделать без радиоосмотрительности, радиодисциплины и ситуационной осведомленности, которую так управно демонстрируют авиаторы.

Рис. 2. Сложная работа диспетчера


И не просто слушайте диспетчеров, а внимайте каждое их слово. Они выполняют тяжелую работу, но делают это качественно. Поэтому, если УВД немного перегружены, помогите им тем, что вы – хороший слушатель, и схватываете всю информацию с первого раза. Когда обращаетесь – будьте краткими в своих изложениях. Прослушивайте эфир других экипажей, чтобы понимать их местоположение; это также помогает предугадать собственные дальнейшие действия по маршруту.


Видеть

Хорошая визуальная осмотрительность помогает выполнять маневры в загруженных воздушных пространствах или на неконтролируемых аэродромах. Рекомендуемые процедуры ведения радиосвязи и выполнения схем движения, изложенные в документах, призваны помочь каждому пилоту держать в голове более широкую картину происходящего.

Рис. 3. Второй самолет летит параллельно вас


Научитесь летать по схемам, не мешая другим. Если возникли недопонимания – обратитесь в эфир. Обычную вежливость никто не отменял.

В Америке среди спортсменов есть такая фраза: «Lose sight – lose fight», которая дословно переводится, как «Потерял из виду – проиграл бой». В данном контексте фраза хорошо передает смысл ситуационной осведомленности.


Знать 

Держать в голове полную информацию о маршруте полета – еще один ключ к развитию ситуационной осведомленности. Изучите всевозможные запретные и опасные зоны, в том числе зоны ограничивающего доступа, через которые пролетать не разрешено. Это могут быть военные базы, природные заповедники и другие охраняемые территории.


Использовать дополнительное оборудование

Устанавливая дополнительное оборудование в кабину ВС, у пилотов возникает более четкая и определенная картина полета. Возьмем, к примеру, ADS-B In. Почти каждый, кто впервые поставил себе такой прибор, с удивлением спрашивает: «Откуда на экране появилось столько самолетов?». Часто это шокирует пилотов, потому что мало кто до этого замечал десятки разных ВС, пролетающих на расстоянии 30-50 км. А уж тем более ВС, пролетающие над головой на высоких эшелонах.

Рис. 4. Встроенный прибор ADS-B In


Делаем выводы

Почти все сегодняшние пилоты-профессионалы начинали свой путь с маленьких Цессн, Пайперов, Даймондов, Аэропрактов и так далее. На этих самолетах они оттачивали навыки ситуационной осведомленности. И только после освоения всех вышеперечисленных азов им разрешали пересаживаться на более мощные реактивные воздушные судна.

Если вы возьмете одного из таких профессиональных пилотов и прокатите его к месту, напоминающее Ошкош в период слета, он будет в восторге от вашей реакции, сверхчеловеческого внимания и оценки обстановки.

В следующий раз, когда вы будете лететь по маршруту, представьте себя в кабине F-22. Только на скорости 90-100 узлов. Будьте сосредоточены на управлении ВС, внимательно слушайте диспетчера, отслеживайте все приборы на панели и демонстрируйте качественный уровень ситуационной осведомленности. Ведь именно так определяется высокий профессионализм настоящего пилота.

Напомним, что вы можете приобрести гарнитуру Lightspeed Sierra

Вас также может заинтересовать электронный полетный компьютер E6B Sporty`s

Не забудьте про наручные часы Garmin D2 Air