Не все самолеты проектировались по единому образу и подобию. В качестве освоения лётных навыков, некоторые ЛА могут действительно научить вас, а некоторые только заставят сожалеть о потерянном времени. Не думайте ничего плохого, просто дело в сложности управления или в самой конструкции: воздушное судно может не простить какую-то из ваших ошибок. Начиная с более простых самолетов, инструктор вскоре даст вам возможность пересесть на другую технику, если увидит результат обучения. 

Мы отобрали 4 самолета, которые не только помогут вам освоить базовые навыки пилотирования, но и сделают обучение максимально приятным. А в конце мы решили дополнить этот список ЛА, которые не рекомендуются новичкам в качестве старта. 

Более того, никто не знает, как судьба сложится в дальнейшем. А вдруг самолет, на котором вы обучаетесь, так сильно вам понравится, что в будущем вы захотите купить такой же? 


Самолет №1 — Cessna 172

Рис. 1. Самолет Cessna 172


Давайте начнем с короткого урока истории. Дело в том, что Cessna 172 стала самым продаваемым воздушным судном не просто так. Все началось с модели Cessna 170 (которая, в свою очередь, была модификацией Cessna 140). 

После ряда определенных изменений, инженеров Cessna 140 все равно не удовлетворяла ее конструкция. Ключевым поворотом стала модификация Cessna 170, где из хвостового рулевого колеса проектировщики изменили шасси на трехстоечное с передним рулевым колесом. Именно в таком виде мы все знаем и любим этот самолет!

Недолго раздумывая, новой модификации ВС дали отдельное имя — Cessna 172. Проведя несколько испытаний, в 1955 году ЛА получил свои первые сертификаты. Вскоре началось массовое производство Cessna 172. Мы не знаем, были ли они уверены в успехе новой модели самолета, но это был просто фурор — только за первые 5 лет они выпустили 4195 экземпляров Cessna 172! 

Рис. 2. Cessna 172 Skyhawk отдыхает после учебного дня


Сегодня Cessna 172 считается самым популярным самолетом всех времен. С самого первого дня конвейерного производства было выпущено более 44,000 ВС (включая различные его модификации). Cessna 172 строят уже более 50 лет и он до сих пор не перестает удивлять пилотов со всего мира. 

Так что же сделало этот самолет таким популярным среди многих лётных школ и владельцев частных ВС? Секрет успеха хранится в надежности конструкции, которая «прощает» грубые посадки и прочие ошибки. А также к нему можно всегда найти дешевые запчасти для техобслуживания.

Cessna 172 подходит для обучения по трем причинам:

  • Трехстоечное шасси с передним рулевым колесом;
  • Горизонтальное расположения фюзеляжа;
  • Высокое расположение крыла.

Эти три фактора помогают курсанту легко освоить навыки пилотирования. Горизонтальное положение фюзеляжа позволяет пилоту лучше видеть землю вокруг него. Самолет-высокоплан дает возможность наблюдать за тем, что происходит под крылом. А крепкое трехстоечное оперение выдерживает безжалостные посадки на любую поверхность ВПП.


Самолет №2 — Piper PA-28


Рис. 3. Самолет Piper Archer III


«Arrow», «Archer» «Warrior» - три разных слова говорят об одном и том же — о Пайпере PA-28. Как и Cessna 172, Пайпер является отличным универсальным воздушным судном, который подходит для обучения курсантов.

Piper 28 впервые появился в 1956-1957 годах, пытаясь создать конкуренцию для Cessna 170/172. Его первый вылет состоялся в 1960 году, после чего он смог получить необходимые сертификаты FAA. За тот год компания продала 286 экземпляров и продолжает выпускать их по сегодняшний день. 


Низкое расположение крыла

У нового самолета PA-28, по сравнению с предыдущими моделями, появилась более широкая кабина, а также механический переключатель закрылок и трехстоечное шасси с рулевым передним колесом. Это один из первых самолетов концерна Piper, который начал использовать низкое расположение крыла. Низкопланы имеют такие преимущества, как:

  • Удобная заправка топливных баков (не требуется дополнительная стремянка);
  • Большая устойчивость самолета при рулении (из-за того, что стойки прикреплены к крылу, а не к фюзеляжу);
  • Центр тяжести в сочетании с широким расположением шасси облегчает руление при сильном ветре;
  • Они просто выглядят более симпатично.

Крайний пункт является больше вопросом эстетики, так как он сводится к вашим личным предпочтениям. Любители низкопланов часто утверждают, что, летая на таких самолетах, вы будто рассекаете по небу на крыльях, а не просто тянете воздух с помощью винта.


Стоимость обслуживания

Не смотря на то, что вы планируете на нем только учиться, оплата за обучение может также зависеть от стоимости его обслуживания. К счастью, PA-28 – это один из самых дешевых ЛА по техобслуживанию. Как и Cessna 172, они вместе составляют единый костяк в качестве основного флота для большинства лётных школ. Детали для этих самолетов продаются по очень низким ценам. А часовой расход топлива вполне экономичный по сравнению с другими типами ВС. 


Выбор между Cessna 172 и PA-28

Здесь нет однозначного ответа. В этом списке вообще нет самолетов, которые можно выставить на первое, второе, третье... и пятое место. Ваше решение может зависеть лишь от ваших собственных предпочтений и от бюджета.

Если есть возможность, поэкспериментируйте с каждым типом ВС, чтобы понять, какой самолет вам ближе всего по душе. Тестируя, у вас появится достаточно обоснованное мнение о каждом из них. Кроме того, вы станете универсальным пилотом, имея навыки пилотирования на многих типах ЛА. Это сделает вас более перспективным в будущем.


Самолет №3 — Diamond 40

Рис. 4. Самолет Diamond 40


DA 40 – один из самых новых типов ВС в этом списке. Но в Украине их эксплуатирует лишь одна школа в Харькове. Низкая их численность объясняется дорогостоящим обслуживанием. Это 4-местный современный самолет, который предоставляет курсантам отличную возможность научиться летать с помощью новейшей авионики.


Современный дизайн и крутая авионика

Первое, что сразу бросается в глаза — это современное остекление кабины DA 40, которое значительно отличается от более ранних моделей. Продуманный дизайн увеличивает обзор во время полета как для пилотов, так и для пассажиров. 

Еще одним отличием является материал изготовления. В то время, как Cessna и Piper сделаны из металла, DA 40 изготовлен из композитных материалов. Они намного легче традиционных металлоконструкций.

Эта модель не только легче, но еще и мощнее. В DA 40 установлен дизельный двигатель, способный разогнать высокую скорость. Инженеры сделали самолет также более аэродинамичным, чем его предшественника DA 20. Однако мы не утверждаем, что он по своим аэродинамическим характеристикам лучше, чем PA 28 или Cessna 172.  

Существенным отличием между этими тремя типами ВС может быть лишь авионика. На более позднюю модель DA 40 устанавливают Garmin G1000 в качестве стандартного оборудования. Курсанты, которые начали свою подготовку с DA 40, будут однозначно более подготовлены к современным приборам. На Cessna 172 и PA 28 подобную авионику приходится устанавливать собственноручно. 


Другие особенности

DA 40  - низкоплан, который умеет прощать ошибки курсантов. Этот фактор является особенно важным для его целесообразности в лётной школе. Вместо обычного штурвала здесь применяется джойстик.


Самолет №4 — Cirrus SR20

Рис. 5. Самолет Cirrus SR20


Такой самолет найти в лётных школах достаточно сложно. Это объясняется его дорогим обслуживанием и недешевой страховкой.  

Cirrus SR20 легкий и аэродинамичный, с низким расположением крыла. У него широкая и очень просторная кабина. Курсанты обожают на нем учиться, но SR20 эксплуатируют далеко не все лётные школы. Чаще всего его можно встретить заграницей, а в Украине их практически нет. 

Вы также можете рассмотреть модернизированную модель SR22, которая включает в себя мощный двигатель и более совершенную авионику, чем SR20. Но и ценник на нее стоит еще больше, соответственно. 


Тот самый единственный, который не подходит для обучения курсантов 

Конкретной модели здесь не существует (так же, как и не существует единственного идеального воздушного судна для обучения). Единственное, на что нужно обращать внимание — на недостаточно мощный двигатель. 

Рис. 6. Воздушный фильтр для двигателей Rotax 912 в магазине Crewshop по выгодной цене 


Такой недостаток влияет на полеты в жаркую погоду. Величина подъемной силы уменьшается и при слабой силовой установке летать будет намного сложнее. Крейсерский режим в подобных случаях установить крайне тяжело. И это без учета веса самолета и прочих факторов, влияющих на набор высоты. 

Курсанты, которые обучаются в более прохладное время года, могут избежать такой проблемы. Однако следует учесть рельеф местности в пределах учебно-тренировочных маршрутов. Обращайте внимание на наличие гор и других высоких препятствий. 


Поделитесь с нами!

Вы учились летать на одном из этих самолетов? Какие из них вам нравятся больше всего? Какие самолеты вы бы порекомендовали новичкам для обучения? Пишите в комментариях и помогайте будущим пилотам стать настоящими профессионалами!


Напомним, что вы можете приобрести учебное пособие по авионике 

Вас также могут заинтересовать Garmin G3X Touch 

Не забудьте про авиагарнитуру David Clark H20-10S