В 2020 году Garmin разработал новую функцию Autoland. Она может самостоятельно посадить ВС с недееспособным пилотом или, когда погодные условия не представляют никакой другой возможности. Более 100 инженеров Garmin работали над созданием Autoland, включая команду экспертов по человеческому фактору. Они спроектировали систему так, чтобы пассажир мог не только включить ее, но и понять, что в ней происходит.

Система Garmin Autoland является частью семейства продуктов автоматизации Garmin Autonomi, которая включает в себя электронную устойчивость и защиту, а также режим аварийного спуска. Система способна безопасно управлять самолетом: найти ближайший оптимальный аэропорт, свободную ВПП, самостоятельно приземлить самолет с крейсерской высоты, применить тормоза и остановить двигатели. При необходимости Autoland может включать антиобледенительные системы. Autoland доступен для установки на воздушных суднах, оснащенных авионикой Garmin G3000 и автоматическим управлением.

Рис. 1. Система Garmin Autoland


На сегодняшний день Garmin Autonomi сертифицирован FAA и готов к использованию. Garmin доказал, насколько эффективными могут быть системы автоматического управления. Несмотря на то, что Autonomi рекомендуется использовать только в экстренных случаях, современный автопилот может управлять самолетом с невероятной точностью на всех этапах полета.

Однако без резервных отказоустойчивых систем пилот должен хотя бы часть времени лететь вручную. Назревает вопрос: как ему практиковать и сохранить навыки ручного управления ВС, при этом максимально используя систему автопилота?

Рис. 2. Ручное управление ВС


Тренируясь управлять самолетом, предназначенным для одночленного экипажа, большую часть стандартных процедур самостоятельно выполняет автопилот. На практике требуется, чтобы система автопилота была включена на каждом рейсе. И вы не сможете пройти обучение, если не используете его и не понимаете все его режимы и возможности.

Этому существует простое объяснение. Еще с давних времен для пилотов стандартной процедурой в кабине являлось манипулирование органами управления и мониторинг инструментов на приборной панели. Если пилотирующий пилот хотел посмотреть на карту, настроить частоту, взглянуть на чеклист или сделать что-нибудь еще, он передавал ручное управление другому пилоту – мониторящему. Теперь в одночленном экипаже роль такого «другого пилота» выполняет автопилот.

Рис. 3. Использование автопилота и настройка частоты в полете


Звучит вполне логично, что пилоты, выполняющие маршруты по ППП, только выигрывают от использования автопилота. Применяя систему в полной мере, человек освобождается от необходимости концентрировать практически 100% своего внимания на выдерживание точного курса, скорости и высоты полета.

Конечно, экипаж должен постоянно мониторить действия и заданные параметры автопилота. Однако это делать намного проще, чем лететь несколько часов «на руках». Вспомните, как вы летали справа в качестве мониторящего пилота. Или как сидели на пассажирском кресле автомобиля. В этой роли гораздо легче увидеть ошибки другого человека, чем заметить собственные.

Рис. 4. Курсант управляет самолетом под надежным контролем инструктора 


На практике автопилот также включают, если погодные условия на посадке близки к минимальной. Фактически, заходы на посадку с повышенной категорией метеоминимума ИКАО основаны на использовании системы автоматического наведения. Полет на автопилоте выполняется на крейсерской высоте с сокращенным минимумом вертикального эшелонирования выше эшелона полета FL290. Регулирующие органы авиации признали, что, когда вы снижаетесь на расстояние менее 100 футов от ВПП или выдерживаете крейсерскую высоту в разряженном воздухе выше эшелона полета FL290, автоматические системы обладают стабильной точностью работы.

Так как же пилоту сохранить свои лётные навыки, если автопилот выполняет почти все операции? Проходить ежегодные проверки и повторные обучения. Конечно, во время тренировок вы будете применять автопилот, однако вы также будете отрабатывать отказы автопилота на симуляторе, и чаще всего это будет происходить на критических этапах полета с высокой рабочей нагрузкой. Если вы продемонстрируете все свое мастерство во время обучения и проверки, ваши навыки ручного пилотирования останутся на высоком уровне.

Рис. 5. Симулятор Embraer


Многие лётчики предпочитают набирать высоту после взлета и садиться вручную. Эти этапы полета выполняются с наиболее высокой нагрузкой, часто с изменениями конфигурации, промежуточным выравниванием, векторами, изменениями курса и корректировками скорости. Неплохая тренировка для одновременного сканирования и управления всеми инструментами в полете.

Но когда погода неспокойная, инструкции УВД регулярно меняются, а за спиной находятся пассажиры, сразу становится понятно, что ручное управление – это не лучший вариант. Независимо от того, насколько умело пилот управляет самолетом, никто не может сравниться с возможностями современной сложной системой автоматического управления на таком уровне.

Рис. 6. Применение автопилота


Современные автопилоты обладают способностью упреждать. Например, при приближении к заданной высоте система отслеживает необходимую вертикальную скорость и шкалу высотомера, как это делаем мы, люди. Однако система также использует акселерометры для расчета захвата высоты и выравнивания, ограничившись не более чем несколькими сотыми долями перегрузки. При этом система автопилота никогда не превышает или занижает заданную высоту. У летчиков иногда получается плавно набирать и снижаться, но автопилот это умеет делать на постоянной основе.

Рис. 7. Система автоматического управление Garmin Autonomi


Сегодня мы видим, как в мире активно обсуждается возможность внедрения автопилота на современные автомобили. Как сохранить участие водителя и управлять машиной, одновременно используя преимущества автоматического управления. Звучит знакомо, не правда ли?

Надеемся, что с участием миллионов специалистов мы узнаем больше о высокоэффективном взаимодействии между человеком и автоматикой. Пока этого не произойдет, мы не сможем утверждать на 100%, как часто нужно летать «на руках», чтобы не потерять свои навыки и считать себя компетентным пилотом, обеспечивающим безопасность в полете, и в то же время регулярно использовать автопилот.

А вы чаще всего летаете, полагаясь на собственные силы или на автоматическое управление?

Напомним, что вы можете приобрести блок управления автопилота Garmin GMC 507

Вас также может заинтересовать комплект коннекторов курсовертикали Garmin GSU 25C/25D

Не забудьте про футболки Aerospace