Недавно мы публиковали статью о новом циркуляре FAA касательно использования мобильных приложений во время брифинга. AC 91-92 успокоил не только молодых пилотов, которые хотят работать исключительно с планшетами, но и взрослых опытных специалистов, которые постепенно переходят с бумажных карт на современные методы поиска информации.

Однако циркуляр AC 91-92 является не единственным документом, подтверждающим «законность» использования планшетов в авиации. Существует множество других правил, которые описывают эту возможность на более тонком уровне.

Рис. 1. Подготовка к полету с помощью бумажных карт и электронных устройств


Какие еще документы позволяют использовать смартфоны и планшеты в авиации? Для этого мы изучим Федеральные авиационные правила (FARs) и Рекомендательные циркуляры (ACs).

FAR 91.21. Портативные электронные устройства ( PED)

  • Портативные электронные устройства разрешено использовать только при выполнении полетов по IFR;
  • В перечень устройств входят почти все электронные гаджеты, помимо EFB;
  • Пилоты должны убедиться, что PED не будут мешать работе систем навигации и связи;
  • Решение об использовании PED принимается КВС или эксплуатантом ВС.

AC 91-21.1D. Использование портативных электронных устройств на борту самолета

  • Этот циркуляр является дополнением к FAR 91.21;
  • Основная ее часть касается авиакомпаний, в том числе использование PED пассажирами (например, смартфоны и ноутбуки);
  • Подтверждает, что PED не мешает работе авионики;
  • Несмотря на то, что Федеральная комиссия по связи FCC запрещает в полете использовать смартфоны и планшеты с поддержкой LTE, циркуляр разрешает пользоваться ими в самолетах на земле (например, для получения разрешения от диспетчера или подачи плана полета).

AC 91-92. Руководство по предполетному брифингу

  • Применим для пилотов согласно FAR 91. Предназначен только для ясности и не является регламентирующим документом;
  • Циркуляр 2021 года, который описывает, как пилоты могут проводить предполетный инструктаж, в том числе с помощью приложений EFB;
  • Напоминает, что пилотам необязательно звонить в службу СОП для получения условий перед полетом. FAA сообщает, что путем самообучения и внедрения собственных методов поиска данных о маршруте пилоты могут улучшить свои знания о погоде и аэронавигационной информации (Подробнее об этом можете прочитать здесь).

AC 91-78. Использование EFB класса 1 или класса 2

Важно! В этом циркуляре говорится, что пилотам поршневых ЛА, согласно FAR 91, разрешено использовать планшет в качестве замены бумажных карт

  • Циркуляр предназначен для полетов IFR и VFR;
  • EFB разрешается использовать вместо бумажных карт на всех этапах полета, когда:

                1. EFB является эквивалентом бумажных карт;

                2. Данные EFB актуальны и действительны.

  • Резервный источник данных рекомендуется, но не требуется. Обратите внимание, что в качестве резервного источника данных может быть другое электронное устройство;
  • Пользователи должны пройти тестирование, чтобы убедиться, что они знают, как пользоваться приложениями EFB, прежде чем отказываться от бумажных карт;
  • «Использование EFB в полете вместо бумажных справочных материалов – это решение эксплуатанта ВС и КВС».

Рис. 2. Предполетная подготовка


Ключевым моментом среди всех документов является то, что вы, как PIC, несете ответственность за то, чтобы ваш планшет (или другой PED) не создавал проблем для всех систем воздушного судна и предоставлял надежную информацию.

Напомним, что вы можете приобрести учебник "Авиационная метеорология" Г. П. Лещенко

Вас также может заинтересовать РЛЭ Cessna 172М/Skyhawk

Не забудьте про наручные смартчасы Garmin D2 Air