В молодости я часто летал на маленьких самолетах в качестве пассажира. Характер у меня был слишком авантюрный. Но с годами лишь от одного их вида сердце в пятки уходит. Я был уверен, что они ничуть не безопасны. И никто меня не мог переубедить. До прошлого вечера.

Недавно мой друг Эрик пригласил покататься на Цессне. Знаете, о чем я подумал в первую очередь? О том, что рядом не будет парашюта, чтобы спастись! Но все же он настоял. «А что, живем один раз!», - с легким вздохом я согласился. Мы договорились на следующую неделю, что встретимся сразу в аэропорту.

Пока я ехал на машине к месту назначения, мои мысли не давали покоя. В отличии от путешествий на больших лайнерах, здесь не будет кислородных масок; не будет стюардессы, которая проведет инструктаж в случае аварийной ситуации; не будет даже парашюта. Все, что есть – это единственный пилот за штурвалом, которому я должен полностью довериться во время полета. И нет других вариантов.

Рис. 1. Пассажир большого авиалайнера


Подъезжая к аэропорту, я увидел на перроне несколько маленьких самолетов. Все они казались красивыми, элегантными и могучими. Но по мере того, как я приближался к своей Цессне, уверенность начала исчезать. Эрик начал проводить предполетный осмотр: он тщательно проверял закрылки, давление в шинах, приборную панель и другие мелкие винтики с шурупами. Демонстрация профессионализма моего пилота и те факты, что воздушное судно ни разу не попадало в аварию, и что самолет был снабжен современной авионикой – в значительной мере успокаивали нервную систему.

Я сел на переднее кресло рядом с Эриком. Все было супер, пока Эрик не начал сливать топливо с каждого отверстия в крыле в отдельную банку. Через 5 минут он забрался в кабину пилота и рассказал мне, что AVGAS необходимо проверить на наличие воды или других примесей. Я нервно кивнул, думая о возможности отказа двигателя в любой момент.

Еще раз осмотрев приборную панель, записав некоторые цифры в каком-то блокноте, Эрик надел гарнитуру и велел мне сделать то же самое. Он поговорил с вышкой, рассказал свой маршрут полета и получил разрешение на взлет.

Мы немного вырулили вперед, потому что Эрик хотел взлететь с короткой полосы. На мой взгляд, чем длиннее ВПП, тем лучше. На днях я прочитал несколько печальных историй про короткий взлет и то, что стало с самолетами после его выполнения. Но повторюсь, мне нужно было довериться своему пилоту на все 100%. Поэтому я молча следил за его движениями в кабине. Цессна резко рванула вперед, а через пару секунд мы начали отрываться от земли.

Рис. 2. Процесс взлета легкого самолета


Полет совершался в сумерках. И когда мой взгляд направился вниз, земля начала исчезать. Нервы напряглись, спина покрылась потом, и я резко ухватился за кресло. Пока самолет набирал высоту, в голову пришли слова Эрика о том, что, если до 1200 футов двигатель заглохнет, мы сможем безопасно развернуться и приземлиться на аэродром. Внимательно прислушиваясь к двигателю, я глазами нашел на приборной панели высотомер. С напряжением я наблюдал за тем, как стрелка медленно подходит к отметке в 1200 футов. На каждые 100 футов живот разжимался в надежде полностью расслабиться.

Эрик перевел самолет в горизонтальное положение, и мы просто дрейфовали вдоль маршрута. Я снова взглянул в окно, но уже без страха – а только с очарованием красотой под нами. Все было в миниатюре. Организованный ландшафт – как игровая настольная доска. Справа Атлантический океан раскинулся за горизонт. Отражение от волн освещало береговую линию. По трассе проезжали мелкие «жукоподобные» машинки с горящими фарами, будто глаза. Большие частные здания и особняки превратились в игрушечные домики, расположенные бок о бок. Все это смотрелось просто восхитительно.

Пока мы продолжали лететь на восток, солнце позади нас уже начало прятаться. Эрик мастерски следил за приборами, управлял педалями и штурвалом, и слушал инструкции от диспетчера через гарнитуру. Именно в тот момент я начал получать реальное удовольствие от полета, зная, что моя жизнь в надежных руках.

Рис. 3. Самолет и закат солнца


Эрик сообщил, что погодные условия идеальны, ветра практически нет, как и турбулентности. Ближе к югу мы наблюдали за волнами, ударяющими об берег. Мягкое ночное небо казалось бесконечным, а гипнотический звук двигателя вдруг обострил мои чувства. Я оценил, насколько Эрик отдает себя полетам. Его навыки в полете давали нам возможность исследовать целых два мира: тот, в котором мы находимся сейчас и тот, что лежит на 2000 футов ниже нас.

Мы отправились назад домой. Сверху я смотрел на остров Шелтер и на соседние деревни в округе. Наслаждался тем, как звезды на небе кружатся в танце. Двигаясь со скоростью 140 миль/час, мы приблизились к точке начала снижения.

Рис. 4. Заход на посадку в ночное время


Снижаясь к полосе, диспетчер внезапно объявил, что вышка закрывается до следующей смены. Я посмотрел на Эрика, но он был абсолютно спокоен. И мой вопрос тут же отпал. Сердце не пыталось выпрыгнуть с груди от страха, потому что вера в профессионализм пилота была сильнее всего на свете. Самолет приземлился. Эрик вырулил на стоянку, с которой мы произвели запуск еще пару часов назад.

Мы вышли из нашей Цессны и поехали на машине по домам. Я сохранил внутри себя воспоминания, наполненные красотой и свободой неба. Теперь я жду следующего дня, когда смогу ощутить это вновь.

Напомним, что вы можете приобрести гарнитуру David Clark H10-13.4

Вас также может заинтересовать подушка для сиденья в кабине ВС

Не забудьте про зимние куртки N-2B