Головная гарнитура – комплект из наушников и микрофона, который используется для ведения двухсторонней связи, т.е. связи воздух-воздух, воздух-земля или земля-воздух.
 
Гарнитуры в зависимости от того, кто их эксплуатирует, имеют свои особенности. Например, есть гарнитуры для диспетчеров, для эксплуатации в вертолетах – с усиленным шумоподавлением. Есть гарнитуры отдельно для общей – легкой – авиации. И для линейной авиации – для рейсовых пилотов, которые выполняют коммерческие рейсы (в основном, на реактивных судах). 
 

Какие бывают гарнитуры для линейных пилотов?

 
Во-первых, различают гарнитуры для эксплуатации на винтовых и турбовинтовых самолетах, и для реактивных (здесь есть разные гарнитуры для самолетов разной шумности). 
 
В целом, гарнитуры для линейных пилотов делятся на три вида:
 

Первый вид

 
Самые простые, легкие и эстетичные – гарнитуры простой конструкции с наушником на одно ухо. 
Делаются с креплением на одно ухо с маленькой штангой, которая позволяет приблизить микрофон ближе к губам, чтобы улучшить качество связи. Также оснащаются шнурком с клипсой, которая крепится к элементу одежды, либо к привязным ремням. Шнурок с помощью штекеров поключается к приборной панели самолета. Такие гарнитуры также могут иметь конструкцию вкладыша. 
 
Сами штекеры тоже бывают разные. В основном, в гражданской авиации используются два типа: штекер General Aviation (два толстеньких штекера) и так называемый Airbus Plug, который очень похож на старый советский разъем (состоит из круглого трубчатого штекера диаметром от 1 до 1,5 см с каким-то количеством (около 5) штырьков внутри). 
 
Возможны и другие варианты: советский штекер, похожий на эйрбасовский; военный штекер натовского образца, так называемый Лемо, который иногда также стоят на вертолетных гарнитурах. 
 
 
Пример такой легкой маленькой гарнитуры на одно ухо – Plantronics MS200 стоимостью всего около $250. Она очень многим людям нравится своей легкостью, неприхотливостью, а из-за маленького размера – еще и удобством для переноски и хранения в сумке пилота. Ну и стоимостью, конечно. 
 
Из минусов этой гарнитуры – недостаточная функциональность для серьезных условий линейной авиации. Хотя – это тоже на выбор каждого отдельного человека, потому как всегда на самолете, помимо гарнитуры пилота, есть другая большая гарнитура, которая идет в комплекте с ЛА. Обычно просто снимается и лежит где-то в уголке. Но при возникновении какой-то напряженной ситуации, в которой требуется усиление качестве связи, всегда можно взять и начать использовать эту большую гарнитуру (она обычно стандартная двуухая). Правда, нужно учитывать, что на это понадобиться какое-то время, которого в экстренных обстоятельствах обычно нет.  Но в обычных обстоятельствах многие линейные пилоты с удовольствием пользуются маленькой гарнитурой Plantronics, которая прекрасно передает звук, и в которой можно великолепно звучать в эфире. 
 
Дальше идут гарнитуры чуть «потяжелее»: тоже одноухие, но с более сложной конструкцией, и чуть покрепче. Подобные авиагарнитуры также производят Plantronics, Imtradex и другие компании. 
 
Эти гарнитуры уже несколько сложнее, чем первые: их вкладыши уже имеют мягкую подушечку, которая накладывается на всю ушную раковину. Штанга микрофона уже длиннее и подходит ближе к губам. А держится гарнитура с помощью обруча, который надевается на голову. На другом ухе, вместо второго наушника, располагается просто площадка, которая прилегает к голове, и таким образом дополнительно удерживает конструкцию. 
 
Я лично летал в подобной гарнитуре от Imtradex – она была очень интересная, очень громкая: чтобы было комфортно, приходилось в три раза приглушать звук. Каких-то особых неудобств с этой гарнитурой не испытывал… Хотя, с аналогичной авиагарнитурой от David Clark как-то в Египте, где, как водится, не очень качественная связь и специфический диалект английского, пришлось прикрывать одно ухо рукой, чтобы усилить слышимость единственного динамика и разобрать, что же говорит диспетчер. 
 
 

Следующая по нарастанию линия гарнитур – такая же, но уже на два уха. То есть, полноценные гарнитуры с мягкой подушечкой на оба уха, с двумя динамиками и с облегченной конструкцией. Подобными авиагарнитурами – кстати, очень легкими, – изначально комплектуются самолеты Boeing.

Обычно у них в комплекте бывают два вида. Первый – гарнитуры Telex, похожие на первые советские наушники к плееру «Весна»: с тонким металлическим обручем, маленькими наушниками в поролоне и тоненькой штангой микрофона. Второй – Sennheiser (зачастую HME 46 разных годов выпуска). 
 
Такие гарнитуры – облегченные, но на два уха, – встречаются у Telex (Airman), Imtradex, Sennheiser и Plantronics (MS 250 и 260). В принципе, это уже полноценные гарнитуры, очень удобные, легкие и не занимающие много места. Минус – они довольно хрупкие. Нет, конечно, как для наушников, они вполне крепкие, но требуют аккуратности. 
 

Второй вид

 
Следующие гарнитуры для линейных пилотов – это те, которые уже потяжелее, одно- и двуухие и более солидные. Эти мне нравятся больше всего. 
 
Сам я встречал два вида – David Clark и Sennheiser. Постоянно пользуюсь David Clark Pro – двуушной гарнитурой, которая отличается крепким пластиком и очень приятными мягкими амбушюрами (подушечки на наушниках, которые прилегают к уху). Сверху – прочная металлическая рама с мягким оголовьем и довольно крепким микрофоном. Эта гарнитура уже посолиднее и потяжелее, носится в полноценной небольшой сумочке. David Clark Pro выпускается в двух вариантах – на одно ухо и на два. Одноухая тоже очень качественная, но вспоминая случай в Египте, понимаешь, что двуухий вариант всегда будет лучше. 
 
 
С другой стороны, в обычном режиме у линейных пилотов задействуется только одно ухо: второй наушник обычно сдвинут на затылочную часть, и просто помогает удерживать гарнитуру на голове. Так проще услышать коллегу-пилота или зашедшую в гости стюардессу. 
 

Третий вид

 
Наконец, есть еще одна разновидность авиагарнитур – самая современная, навороченная и дорогая: гарнитуры-вкладыши на два уха. Обычно они представляют собой небольшую рамку, которая (по примеру многих спортивных наушников) крепится одновременно за уши и, с помощью дуги, на затылке. От нее отходят два свободных наушника-вкладыша, которые вставляются непосредственно в уши. 
 
Таких гарнитур я видел две. Одна Plantronics, а вторая – BOSE Proflight, которая стоит около 1000 евро, но считается мега-крутой: износостойкой, очень комфортной и со всевозможными наворотами шумоподавления. 
 
 

Почему же хорошо иметь свою гарнитуру?

 
Как только попробуешь, то сразу же почувствуешь разницу в комфорте и самоощущении. Здесь и банальная гигиена, которую с наушниками общего пользования, особенно летом, в жару, соблюсти невозможно (никакие протирания спиртовым салфетками, надевание сверху чехольчиков не помогут). Это и просто не комфортность от запаха пота впитавшегося в наушники, и даже риск подхватить какой-нибудь ушной грибок! Избежать всех неприятностей гарантированно можно, только приобретя личную гарнитуру. 
 
Второе преимущество – это, разумеется, качество. Комфорт и качество связи. Все-таки зачастую штатные гарнитуры авиакомпаний уже сто раз побывали в ремонте и неизвестно у кого. Иногда встречаются настоящие раритеты! На качество связи влияет даже чистота гарнитуры, особенно чистота и качество (или даже просто наличие) шумокомпенсирующего чехла на микрофоне (поролон, который одевается на микрофон). 
 
Надежность – еще один довод в пользу личной гарнитуры. Своя гарнитура всегда будет надежнее, потому что вы сами ее и эксплуатируете, и следите за ее состоянием. С гарнитурой же общего пользования может быть что угодно. Например, зайдя в самолет, вы можете обнаружить, что она вообще сломана. 
 
Наконец, личная гарнитура – это еще одна, дополнительная к штатной, гарнитура на борту, что по определению повышает безопасность полета. Например, если у второго пилота выйдет из строя самолетная авиагарнитура, вы спокойно сможете отдать ему свою штатную, и продолжать полет в нормальном режиме. 
 
Получается, что личная гарнитура линейного пилота – это ваш комфорт, ваша удовлетворенность от работы, ваша надежность, как пилота. Это ваш профессионализм. И это действительно круто!