Несмотря на то, что мы все чем-то отличаемся друг от друга, практически у каждого из нас есть одна общая черта — если что-то идет хорошо, то стараться об этом не говорить, дабы не прогнать удачу. На свой страх и риск я собираюсь нарушить это правило, потому что считаю, что на фоне текущих событий с коронакризисом мы становимся свидетелями интересного события — малая авиация начинает пользоваться большим спросом на услуги.

Рис. 1. Предложение руки и сердца на борту самолета


Если вам показалось, что лётные школы начали во всю обучать курсантов, а движение в воздушном пространстве стало загруженным одно- и двухмоторными ВС, то вам совсем не показалось. По данным ForeFlight, за последний месяц количество поршневых самолетов в воздухе увеличилось на 10% по сравнению с 2019 годом, а количество турбовинтвых — на 8%. Курсанты стали запрашивать помощь о финансировании их обучения, а более опытные пилоты начали более активно заниматься покупкой/арендой новых самолетов. Конечно, революцией это назвать еще пока трудно, но сейчас некоторые аэродромы малой авиации выглядят значительно более заполненными, чем международные аэропорты. 

Рис. 2. Посетители слета малой авиации в Харькове


Я заметил активное движение легких самолетов в северной и западной части страны. Несколько недель назад я приземлился как раз в одном из таких аэродромов. Когда я пошел заправляться топливом перед следующим вылетом, другой пилот подошел ко мне поболтать. Он летел к себе домой после очередного визита своих родителей на Cessna 172. По его словам, коронавирус заставил посмотреть на перелеты на легких самолетах по другому: «Живописный двухчасовой полет на Скайхоке намного лучше, чем шесть часов нудной езды по битым дорогам. И дешевле, и безопасней, чем на больших авиалайнерах».

Рис. 3. Выставка легких самолетов на аэродроме в Житомире


Здесь стоить отметить 2 вещи: 

  • Во-первых, бум малой авиации, как показал на примере пилот Cessna 172 – не обязательно должен быть связан с деловыми поездками;
  • А во-вторых, управляя небольшим самолетом, вы действительно управляете им на протяжение всего полета, а не только во время взлета и посадки. 

Оба факта говорят о том, что путешествовать на маленьких самолетах — это одно из самых ярких и незабываемых увлечений, которое может найти для себя человек в своей жизни. 


Частный транспорт vs. Общественный транспорт

Казалось бы, люди осознанно нарушают правила в отношении карантинных ограничений и ведут себя безответственно. Но у авиаторов я вижу совсем другое: пилоты используют небольшие самолеты именно для того, чтобы дистанцироваться от общества. Я считаю, что это наиболее разумный подход, учитывая то, что другие стараются найти компромисс между общественным и частным транспортом. 

Общественный транспорт сейчас показывает не лучшие тенденции. Количество поездок в метро и автобусах сократилось почти на 50%, а на больших самолетах ввели расстояния между пассажирами через одно кресло. Хотя риск заболеть во время рейса кажется низким, пассажиры все больше выбирают способ путешествий в соседние страны на собственном автомобиле. Авиакомпании от такого решения особо не выигрывают.

Рис. 4. Люди с удовольствием приходят рассматривать самолеты, чтобы приобщиться к малой авиации


Интерес к частному транспорту снова возобновился. Продажи автомобилей, мотоциклов и велосипедов выросли на 15% по сравнению с прошлым годом. И это при том, что цены на них выросли из-за пандемии. Малая авиация, безусловно, также относится к данной категории, извлекая выгоду из быстро меняющихся социальных норм. Авиаклубы стремительно начали пополнять свои ряды, все больше клиентов находятся в поисках аренды самолетов. Пилоты, которые досрочно вышли на пенсию или получили отпуск, приходят туда либо ради развлечения, либо ради создания новой карьеры. Миллионеры начали рассматривать перспективы в передвижении частными ВС. Кто-то нашел для себя время прийти и записаться в авиашколу, чтобы получить лётное свидетельство. Этот резко выросший интерес к авиации — не такое уникальное явление, так как подобное случалось уже много раз, и может быстро угаснуть. Ну а пока — наслаждаемся моментом.

Рис. 5. Любители авиации фотографируются на фоне Piper


Вы не осознаете того, что у вас есть, пока однажды не потеряете это. А за последние 4 месяца мы все поняли, как сильно любим путешествовать. Конечно, некоторые командировки — это сплошное напряжение, а трехчасовой промежуток между транзитными рейсами — вовсе не повод для радости. Но путешествовать по миру для нас всегда было чем-то особенным. Визит к родственникам через 3,000 километров или поездка с детьми на море — обычное дело в 21 веке, а не какая-то экзотическая или научно-фантастическая идея. Но когда все это закончилось, люди стали задумываться. 


Новый вид путешествий?

Изменилось не только то, как мы путешествуем, но и то, где мы путешествуем. Поскольку большинство государств закрыло свои границы, национальные парки, дома у озера и местные пляжи стали предпочтительными направлениями в 2020 году. Для малой авиации это самые идеальные условия — людям не нужно преодолевать тысячи километров и проходить паспортный контроль. Лишь один широкий чемодан — и полный вперед!

Я решил попробовать такую схему и был просто в восторге. Я хотел отвезти свою семью на море, и для этого я нашел попутчика-пилота, который отвез нас на Cessna прямиком в пункт назначения. Так, как рядом был удобный аэродром в городе, мы сделали все за день. При этом мы избавились от тяжелой процедуры прохождения контроля в международном аэропорту и миллионов часов бессмысленных ожиданий.

Рис. 6. Запрыгивайте в комфортабельный самолет вместе со своей семьей и улетайте на нем к морю


Во многих смыслах мы начали заново открывать для себя некоторые, уже давно позабытые идеи 50-летней давности (возвращаются даже автомобильные кинотеатры!). Пока мы вспоминаем былые времена, пилоты также должны черпать свое вдохновение от туда. Посмотрите журналы Air Facts или Flying magazine 60-х и 70-х годов и вы увидите всевозможные интересные рекламные объявления, которые кажутся странными в современном мире. Одни рекламировали поля для гольфа с аэропортом поблизости, другие призывали людей взглянуть на «сказочные домики» с высоты птичьего полета. Идея была ясна — самолеты предназначались для путешествий и развлечений.

Рис. 7. Девушка толкает самолет на стоянку для выставки на Королев Авиа Фест 2020 в Житомире


Некоторые аэропорты могут быть неактуальны для больших авиалайнеров, и тем не менее, они еще существуют, и могут служить для путешествий небольших групп людей внутри страны. Малая авиация позволяет упростить расписание вылетов для пассажиров. Хотите остаться на день дольше по каким-то причинам? Просто позвоните пилоту, с которым вы договорились об обратной поездке, и обсудите дальнейшие планы.


Поддержка пилотам

Конечно, чтобы поддерживать стабильный рост популярности малой авиации, нужно постоянно обучать новых пилотов. Это требует определенной приверженности к самой лётной работе. Вспоминая те самые журналы 50-летней давности, люди там не только рекламировали места для возможной посадки близ курортных зон, но и выражали поддержку в пользу свежих авиационных кадров. В рекламе Cessna целая страница выделялась ознакомлению с их самолетами, а также предлагала вводные уроки по подготовке за 5 долларов. Другие предлагали брать в аренду самолеты: «Теперь вы можете арендовать самолет так же просто, как и автомобиль». 

Рис. 8. Страничка из американского журнала об авиации


Такое вряд ли когда-то повториться, однако мир не собирается стоять на месте и довольствоваться малым. AOPA активно содействует созданию большого количества аэроклубов для привлечения новых людей. По их мнению, аэроклубы должны стать первой точкой соприкосновения с авиацией для многих, кто ищет для себя что-то новое. 

Рис. 9. Мама приобщает сына к авиации. Авиафест 2020 в Житомире.


В Украине начал развиваться сервис по поиску попутчиков на самолете Plane-Ukraine. Для тех, кому срочно нужно улететь из одного города в другой, вы всегда сможете обратиться за их услугами. Кроме того, если вы — пилот, который уже запланировал вылет по конкретному маршруту и у вас есть свободные места в кабине, вы можете оставить заявку на сайте и для вас быстро найдут попутчиков. Не смотря на то, что данный сервис по поиску попутчиков открылся недавно, он уже начинает пользоваться большим спросом. Для подробной информации рекомендуем зайти на их сайт. 

Недавно вышедший авиасимулятор Microsoft Flight Simulator 2020 может также привлечь немалую аудиторию, красочно описав работу пилота. Для меня MFS 1995 был основной причиной того, почему я стал пилотом. И я надеюсь, что крайняя версия симулятора сможет заинтересовать молодое поколение, которое сейчас проводит большинство времени дома у компьютера.


Перспектива

Конечно, я не особо хочу возвращаться в прошлое. Жизненный опыт мне подсказал, что ностальгия может не только вдохновлять, но и вредить мышлению. Я согласен с философией: «Пусть старые добрые времена никогда не вернутся». 

Рис. 10. Новый кейс для бизнес-путешествий. Подходит для длительных командировок пилотам самолетов. 


Сейчас легко переоценить охват малой авиации, который происходит в последние пару месяцев. В мире по прежнему много не радужных новостей, будь то вспышки COVID-19 или массовые сокращения авиакомпаний. Небольшой всплеск лётной активности еще не означает, что все так будет и дальше. Но и не стоит зарывать голову в песок. После такого экономического коллапса, который бывает только раз в жизни, стоит отметить факт, что сообщество малой авиации все еще цело. А что еще более важно — нужно не останавливаться и продолжать за него бороться до последнего. 


Напомним, что вы можете приобрести свитшот Agent’s Clothes мужской с самолетами 

Вас также может заинтересовать гарнитура David Clark H10-13.4 

Не забудьте о наколенном планшете летчика ASA с VFR