Обучение пилота частной авиации делится на три этапа: приобретение базовых навыков пилотирования; оттачивание навыков ведения радиосвязи; знакомство с нестандартными ситуациями. На первой фазе курсант учится тому, как правильно выполнять виражи, следить за приборами, осуществлять взлет и посадку. Параллельно с первой фазой начинающий пилот учится вести радиосвязь. Освоить эти два этапа очень важно. Но третья часть обучения, как правило, вводит неопытных курсантов в легкий шок.

Рис. 1. Полет с инструктором на одномоторном самолете


Полеты по маршруту на длительные дистанции будоражат всех учеников. Такие дни значительно отличаются от тех, где приходится летать только в пределах КТА. Однако полеты по маршруту требуют больше навыков и твердости в решениях. Особенно, когда дело доходит до погоды. Перед тем, как садиться в кабину самолета, пилоты проходят предполетный брифинг, который включает в себя исследование погоды по маршруту. Курсанту следует понимать, что изучение одного лишь брифинга недостаточно, чтобы успешно завершить полет.

Когда начинающий пилот, выполняя полет по маршруту, впервые попадает в облака, это часто пугает его или создает дискомфорт. Для курсанта попадание в густые облака и низкую видимость создает ситуацию недоразумения (мы говорим сейчас только о пилотах, стремящихся к PPL). И это проблема — многие учащиеся пилоты никогда не видели погоды хуже, чем CAVOK. Такие условия хорошо подходят для первого сольного кросс-кантри, но если вы планируете перевозить пассажиров после того, как получите лицензию частного пилота, то должны понять, как летать в сложную погоду.

Рис. 2. Низкая облачность по курсу


Три фактора, на которые в первую очередь нужно обращать внимание: НГО, видимость и наличие осадков. Например, НГО 2000 футов, видимость 5 км и отсутствие осадков считаются сложными погодными условиями для полетов по ПВП. Нижняя граница облаков 1000 футов, рассеянная облачность и 3 км видимости также являются сложными условиями для ПВП, но летать визуально в этих условиях равносильно катастрофе. Ключ в том, чтобы действительно уметь понимать все переменные погоды, читать правильно сводку погоды и принимать верные решения. Просто взглянуть один раз в окно и дать оценку погоде будет совсем недостаточно.

Многие курсанты знакомы со сводкой погоды METAR. При идеальной видимости на сводке можно увидеть значение «9999». Так случается потому, что датчики метеослежения в аэропорту не сообщают о значениях, выше 10 км. Если вы обычно летаете в ясные безоблачные дни, видимость может составлять и 20 км, и 50 км. Когда вы попадаете на значение видимости 5 км, вам может показаться, что вы практически ничего не видите. Но умение легко и просто летать в таких условиях приходит лишь с опытом. Старайтесь чаще летать в условиях видимости, не всегда комфортных для вашего глаза, и тогда вы сможете откалибровать данный навык.

Еще один важный урок для начинающих пилотов — это изменение погоды за счет местности. Когда вы летаете на дальних маршрутах, вам могут попадаться горы, речные долины, большие города. Все это может повлиять на условия погоды: наличие длинных рек может ухудшить видимость на малой высоте в период раннего утра. Заходя на посадку или взлетая с аэропорта, находящегося у побережья, вы можете столкнутся с сильным сдвигом ветра, которого может не быть в пределах города. Такие микроклиматы часто настолько локализованы, что данные о них не будут отображаться в местных METAR. Поэтому вы должны научиться предвидеть некоторые условия погоды самостоятельно. Конечно, невозможно этому научиться, проходя классическую программу подготовки частного пилота. Если есть возможность, старайтесь находить те школы, которые могут предоставить подобные условия для обучения.

Рис. 3. Проход над ВПП, находящийся у побережья


В дополнении к изучению нестандартных погодных условий, вы также можете захотеть потренировать процедуры для нештатных ситуаций в полете. Наиболее близким примером для нашей темы является уход на запасной аэродром. Если вы направляетесь в аэропорт назначения, а погода начинает ухудшаться, следует изменить маршрут следования и лететь на запасной аэродром. Попрактикуйте процедуру изменения маршрута в полете и осуществления безопасной посадки в одном из запасных аэродромов.

Рис. 4. Используйте дополнительные инструменты для отслеживания погоды по маршруту


Автопилот — еще один важный инструмент для безопасности полетов, но он часто игнорируется при летной подготовке. Проще говоря, если на вашем самолете он установлен, вы должны знать, как им пользоваться. Это не значит, что с его помощью можно компенсировать плохие навыки полета, но в чрезвычайной ситуации автопилот может стать «спасательным кругом».

Многие курсанты не желают тратить время и деньги на длительный учебный план лётной подготовки. Хочется как можно быстрее подойти к экзаменационному полету. Однако конечная цель не в том, чтобы получить пластиковый сертификат частного пилота, а в том, чтобы стать настоящим пилотом-профессионалом своего дела. Вы не сможете безопасно выполнить полет, не имея вышеупомянутых навыков. Так что, когда прогноз покажет низкую видимость, сильный ветер и осадки, позвоните своему инструктору и обсудите возможность полета в таких условиях. По крайней мере, вы сможете увидеть, что значит «сложные метеоусловия» не из учебников, а из реальной жизни.

Напомним, что вы можете приобрести книгу "Авиационная метеорология" Г. П. Лещенка

Вас также может заинтересовать энциклопедия пилота, 3-е издание

Не забудьте о книге "летчику о турбовинтовом самолете"