С выходом iPad технология работы в кабине ВС полностью изменилась. Спустя несколько лет пилоты познакомились с приемниками ADS-B, которые отлично работают в тандеме с планшетами и предоставляют информацию о погоде, трафике и местоположении. Многие авиаторы стали задумываться, какие же новые гаджеты появятся в будущем. Мы часто говорим о смартчасах, которые прогрессируют с каждой новой моделью. Но в этот раз мы хотели бы обсудить, есть ли шанс у проекционных дисплеев (HUD) стать таким же популярным девайсом в малой авиации?

Десятилетиями ХУДы использовались в военной авиации. Они предлагают значительные преимущества на этапах взлета и посадки. Пилоты могут следить за пространственным положением ВС, углом атаки, скоростью полета и за другими приближающимися воздушными суднами. Может ли бюджетный проекционный дисплей стать следующим дополнением к планшету во время полета на небольших самолетах?

Какие возможности есть у проекционных дисплеев

Существует множество разных способов применения дисплеев в кабине. Их цена варьируется от 10 до 100,000 долларов. Самые простые модели работают вместе с отдельными приложениями, например Learn To Fly: Heads Up Display. В App Store оно стоит всего 9,99 долларов. Приложение синхронизируется с камерой вашего мобильного устройства и принимает сигналы GPS для предоставления основной информации во время полета. Из-за габаритов планшет не будет таким удобным, как смартфон. Поэтому мы рекомендуем установить именно его к приборной панели с помощью различных креплений, а затем включить приложение.

Камера смартфона должна стоять по направлению к передней части самолета. Тогда приложение будет отображать текущую высоту и путевую скорость, в том числе вертикальную скорость набора и снижения. В меню приложения пилот может ввести данные встречного ветра и рассчитать приблизительную скорость ВС. Приложение «Learn To Fly: Heads Up Display» предоставляет информацию о высоте над уровнем земли (AGL).

Рис. 1. Приложение Learn To Fly: Heads-up Display


Приложение может выдавать звуковые оповещения, если ваша скорость полета настолько мала, что это может привести к сваливанию. Однако самой полезной функцией здесь является запись экрана смартфона. С помощью камеры она сохраняет весь полет вместе с информацией о скорости и высоте. Опция может помочь при разборе полета, а также дать оценку вашим навыкам (что-то вроде слишком бюджетной экшн-камеры).

Приложение «Learn To Fly: Heads Up Display» довольно простое и в полете может помочь курсанту. Но применять его на регулярной основе мы бы не рекомендовали.

В магазине CrewShop есть особый HUD с отражателем дисплея смартфона. По сути, это зеркало, которое отражает все, что происходит на экране вашего смартфона. А вместе с хорошим приложением, таким как Stratus Horizon Pro от Appareo, вы будете видеть качественную картинку с данными о скорости и пространственном положении ВС.

Рис. 2. Отражатель дисплея смартфона


Самым дешевым HUD со своим экраном оказался Dual Avionics XHUD1000. Его производитель выпускает также GPS-модули для iPad и приемники ADS-B. В сочетании с приемником XGPS 190 или Stratus 3 ADS-B этот проекционный дисплей может отображать положение ВС в пространстве, путевую скорость и высоту с помощью GPS. Также он имеет индикатор трафика, но в виде 2D-радара, а не синтетической визуализации.

Рис. 3. Dual Avionics XHUD1000


XHUD1000 обладает хорошей производительностью по разумной цене, но он слишком громоздкий (около 6 дюймов в глубину), а также требует подключение к прикуривателю или аккумулятору с помощью проводов, которые свисают и мешают управлению ВС. Настроить этот прибор тоже не так просто: вы подключаете XGPS 190 к HUD и iPad, а затем отдельно подключаете HUD к планшету. Когда вы знаете, что делать, это не сложно. Но для тех, кто делает это впервые, интуитивно возникает много вопросов. Это является самой распространенной проблемой среди всех пользователей данной модели, которых мы знаем.

Если увеличить ценовой диапазон, можно найти Epic Eagle – портативный HUD от Epic Optix. Его можно приобрести примерно за 2000 долларов. Главным аргументом этой модели является высокое разрешение. Вместо обычного экрана с зелеными цифрами это, по сути, проектор с экраном в разрешении HD. Он также обладает довольно высокой яркостью — его можно разглядеть даже при самом ярком солнечном свете.

Рис. 4. ХУД Epic Eagle


Его минус — это большие размеры (более 12 дюймов в глубину и почти 8 дюймов в ширину). Скорее всего он даже не поместится на многих маленьких самолетах. Epic Eagle устанавливается с помощью крепления RAM. И хотя это должно помочь надежно закрепить HUD в одном положении, он может выпасть после одного случайного толчка, поскольку он держится на самом краю приборной панели. Как и XHUD1000, для него также требуется кабель для питания.

Вот и всё, что касаемо портативных HUD. Если говорить за установочные варианты прибора, самым дешевым является MGF SkyDisplay. Так как подобные модели сразу устанавливаются на борт воздушного судна, они работают постоянно и могут взаимодействовать с бортовым электронным оборудованием. Например, он отображает режимы автопилота, вертикальную скорость и данные командно-пилотажного прибора. Такой аутентичный HUD предоставляет очень много полезной информации, выходящей далеко за рамки приложений для iPad и iPhone.

Рис. 5. ХУД MyGoFlight SkyDisplay


Однако его установка обходится в значительную сумму — до двадцати тысяч долларов. Также минусом MGF SkyDisplay является несоответствие некоторых данных о ВПП с реальной информацией. Это небольшая деталь, но она важна: когда вам кажется, что вы получаете достоверные данные с прибора, оказывается, что они правдивы лишь наполовину. Конечно SkyDisplay очень похож на настоящий HUD, но с некоторыми отличиями.

Бескомпромиссные HUD обычно сразу установлены на современных бизнес-джетах. Например, самолет Citation Longitude поставляется сразу с Garmin GHD 2100. Этот сложный прибор имеет всю необходимую информацию, в том числе о пространственном положении и траектории полета. Он автоматически регулирует яркость изображения в зависимости от освещения в кабине. В дополнении к дисплею с синтетической визуализацией GHD 2100 также маркирует траекторию полета. Эта опция сильно играет на руку пилоту, так как эти символы показывают, куда будет лететь самолет.

Рис. 6. ХУД Garmin GHD 2100


Еще одной полезной функцией GHD 2100 является интеграция основных звуковых сигнализаторов о предупреждении.

Для чего HUD нужен пилотам

Наиболее качественными проекционными дисплеями являются те, которые можно приобрести за баснословную сумму. Чаще всего они прилагаются вместе с современными моделями бизнес-джетов. Бюджетные варианты могут быть полезны для общего ознакомления с проекционными дисплеями HUD, однако они не очень полезные в действии. Но между ними существует значительный компромисс в размерах, цене и функциональности. Многие из этих гаджетов кажутся демонстрационными или тестовыми, а не аутентичными устройствами авионики.

Дисплеи отображают информацию с экрана смартфона, чтобы пилоту было проще видеть нужную информацию. Но какая информация действительно важна?

Рис. 7. Применение HUD в полете


Данные AHRS имеют ценность и большинство приемников ADS-B могут спокойно предоставлять эту информацию. Чтобы данные о пространственном положении ВС отображались корректно, их нужно оптимизировать для устройств HUD, а не использовать лишь то, что показывает iPad. Для этого требуется интеграция всего программного обеспечения и, возможно, более сложная модель HUD.

Информация о трафике работает по такой же схеме. Чтобы она была действительно полезна для пилота, все предупреждения должны отображаться через синтетическую визуализацию 3D, основываясь на курсе самолета. Чтобы обеспечить такие высокоточные данные, устройству HUD необходим доступ к информации, исходящие от трубки Пито, что является уровнем интеграции, не имеющим смысла для малой авиации.

Фактически, информация от трубки Пито — одна из ключевых недостающих частей в этом пазле. Указанная воздушная скорость и высота имеют гораздо большее значение для короткого захода на посадку, чем путевая скорость, полученная от GPS. Получать информацию об угле атаки тоже было бы здорово, но на большинстве легких самолетов этот датчик не установлен. Это не говоря уже о других данных, таких как дальность полета, режим автопилота, сигнализаторы и так далее. Существует целый ряд полезной информации, которую было бы хорошо видеть через HUD, но она доступна не всем, кроме самых сложных моделей. Дешевые варианты HUD не заменят сложные интегрированные системы. Но все же они являются хорошим запасным средством для выполнения инструментального полета на случай отказа основных пилотажно-навигационных приборов. Ведь лучше иметь хотя бы что-то, ежели ничего. Тем более, что такие бюджетные варианты вполне неплохо работают.

Так станут ли проекционные дисплеи HUD устройствами следующего поколения? Возможно, когда-нибудь. Но здесь нужно еще много над чем работать, прежде чем начать устанавливать их на самолеты вроде Cessna 172. На данный момент самой полезной функцией HUD могут быть звуковые оповещения, которые вы можете получать из своих приложений на смартфоне или планшете. Они не требуют современного оборудования и не нуждаются в особых настройках.

Напомним, что вы можете приобрести отражатель дисплея смартфона

Вас также могут заинтересовать шторки солнцезащитные MyGoFlight

Не забудьте о бортовом зарядном устройстве USB 12-28В MyGoFlight