*Переведено по заказу CrewShop с оригинальной статьи "3 Things a Passenger Can Do If a Pilot Is Unconscious" сайта www.singleenginepilot.com


Худший кошмар для любого пассажира – это плохое самочувствие пилота. А что, если у него случился сердечный приступ или чего хуже? Осознание того, что теперь никто не управляет самолетом и он благополучно идет на пикирование, просто омрачает. Как поступать в подобных ситуациях?

Такие сценарии встречаются крайне редко, но они, все же, бывают. Например, в 1966 году самолет Lockheed L-188C авиакомпании American Flyers Airline потерпел крушение в следствии внезапной потери дееспособности КВС из-за коронарной недостаточности (которую он скрывал от медработников). Мы всегда надеемся, что это нас обойдет. При этом лучше быть всегда готовым, чем пытаться выкручиваться «по ходу действий».

Мы расскажем вам о том, как:

  • Восстановить контроль над воздушным судном;
  • Связаться с диспетчером и посадить борт на землю.


Как восстановить контроль над самолетом

Итак, вы сейчас находитесь на высоте 5,000 футов, как вдруг ваш пилот потерял сознание. Вы пытались его разбудить, но попытки не увенчались успехом. Что делать дальше?

Сохранить спокойствие. Вы можете делать только одно действие за раз, поэтому сделайте глубокий вдох и сосредоточьтесь на ситуации. То, что вы предпримете в следующие несколько секунд, решит абсолютно все.

Обезопасьте пилота. Существует большая вероятность того, что пилот упадет вперед. Этим он блокирует доступ к штурвалу и не дает возможности хоть как-то исправить положение. Вы, как новый заменяющий пилот, должны обеспечить его безопасность. Для этого достаточно потянуть за рычаг регулировки положения сиденья, отодвинуть кресло назад и помочь ему облокотиться на спинку. Расположение рычага может отличаться в зависимости от типа и модификации ВС (воздушного судна). Чаще всего он находиться прямо под креслом или сбоку, ближе к двери.

Вам нужно как можно быстрее обезопасить пилота во время пикирования. В случае, если пилот успеет прийти в себя, он сможет быстро предпринять меры по выходу из аварийной ситуации.

P.S. Если вы летите на большой высоте, где происходит разряжение воздуха, первым делом наденьте на пилота кислородную маску. А далее действуйте по инструкции выше.

Стабилизируйте самолет. Вам нужно стабилизировать положение самолета. Для начала дайте оценку поведения ВС, глядя на индикатор авиагоризонта. Он указывает на пространственное положение воздушного судна относительно горизонта Земли. Этот индикатор имеет сине-коричневый окрас, где синий цвет представляет небо, а коричневый – землю. Между двумя цветами проходит линия, представляющая самолет. Вам нужно, чтобы линия между синей и коричневой частями были строго на одном уровне с «самолетом» посередине.

Рис. 1. Попытка восстановления контроля над ВС


Чтобы стабилизировать ВС, управляйте штурвалом (или джойстиком, в зависимости от типа самолета). Если вы потяните штурвал на себя, самолет начнет набирать высоту. Если будете толкать – самолет начнет снижаться. Делайте такие манипуляции, чтобы самолет летел относительно горизонта земли.

P. S. Не дергайте резко штурвал/джойстик. Это устройство очень чувствительное, поэтому рекомендуется плавно его брать на себя/от себя, чтобы не вызвать хаотичное и неконтролируемое поведение ВС. Также проверьте, отключен ли автопилот – он может блокировать ход органа управления самолетом.

Включите автопилот. Вам удалось стабилизировать самолет. Прекрасно! Следующий шаг – запустить автопилот (если он присутствует). Это нужно сделать, чтобы снять с себя часть нагрузки и сконцентрироваться на другие задачи, например, для связи с диспетчером (об этом мы скоро поговорим).

Рис. 2. Настройка автопилота Garmin


Автопилоты старого образца не имеют функции набора и снижения высоты. Они умеют лишь выдерживать текущую высоту, а также следовать нужному курсу, который вы зададите. На более новых автопилотах вы сможете устанавливать высоту ниже или выше вашей текущей, и даже задать условия для автоматизированного захода на посадку по приборам, как на авиалайнере!

Чтобы запустить автопилот, найдите кнопку/переключатель/ручку с надписью «AP», «APS», «АП» или «Автопилот».

P.S. В процессе управления самолетом избегайте облаков, зданий, других сооружений и природные рельефы, которые являются препятствиями для вашего обзора или траектории полета. Сориентируйтесь на текущем направлении, исходя из данных по GPS-навигатору или других инструментов. Осмотрите все видимые ориентиры, например мосты, реки, элеваторы и тому подобное – эта информация может пригодится в дальнейшем при общении с диспетчером.


Как связаться с диспетчером и посадить самолет на землю

Вы стабилизировали самолет, включили автопилот. Теперь вы чувствуете себя немного увереннее. Следующий шаг – обратитесь к диспетчеру воздушного движения (далее – УВД).

Диспетчер – это ваш «спасательный круг», находящийся на земле. Он поможет вам сориентировать направление в ближайший аэропорт и безопасно приземлиться, насколько это возможно.

Нажмите на кнопку «Радио». Помните, как ваш пилот переключался между разговорами с вами и с диспетчером УВД? Он это делал с помощью кнопки «Радио». Чаще всего она находится на штурвале/джойстике. Некоторые подключают эту функцию в устройство авиагарнитуры. Вне зависимости от ее расположения, нажатие «Радио» позволит вам общаться с органами УВД через авиационную гарнитуру.

Рис. 3. Кнопка "Радио" на штурвале


Связь с диспетчером. После нажатия на кнопку «Радио», произнесите трижды слово «Mayday» и спокойно расскажите о своей ситуации. Будьте готовы сообщить свое местоположение с помощью GPS или любых ориентиров, которые вы видите на земле. Не беспокойтесь о «пилотском жаргоне» - диспетчеры прекрасно поймут вас, если будете говорить на простом языке. Главное, сосредоточьтесь на том, чтобы сохранять спокойствие, а также говорить ясно и кратко.

Установите код на транспондере. Диспетчер попросит вас установить на транспондере код из четырехзначных цифр. Он поможет более конкретно определить ваше местоположение и безопасно вернуть вас на землю.

Рис. 4. Как выглядит транспондер в кабине ВС


Используйте ориентиры. Допустим, что все прошло у вас не так гладко, как мы описали выше. Вы не только не знаете, где находится транспондер, но и вовсе не можете связаться с диспетчером. Вам нужно будет сохранить непоколебимое спокойствие, чтобы преодолеть такое препятствие. Ранее мы советовали ознакомиться с визуальными ориентирами на земле, которые находятся в радиусе вашего местонахождения. Это делается на случай, если по какой-то причине вы не смогли воспользоваться транспондером. Ищите горы, озера, реки и здания. Не упускайте из виду все, что выделяется на фоне остальных природных и искусственных локаций. Диспетчеры, которые работают в местных аэропортах, должны знать эти ориентиры в подобных ситуациях.

Настройте аварийную частоту. Теперь давайте рассмотрим вариант, когда вы не смогли связаться с УВД. Это происходит либо потому, что вы находитесь вне диапазона вашей установленной текущей частоты, либо просто нет ответа. Такое бывает редко, но все возможно. На этот случай есть эффективное решение – установка аварийной частоты. Настройте радиостанцию на частоту 121,5 МГц. Большинство вышек УВД, а также другие борты, отслеживают ее. Скорее всего, что вас кто-то услышит и поможет.

Рис. 5. Настройка аварийной частоты 121.50 МГц


Выводы

Пилот без сознания – далеко не самая приятная новость для пассажира. Даже не смотря на «мизерную» долю вероятности такого события, вы должны иметь базовые знания о том, как действовать в подобных ситуациях. Если у вас есть возможность, возьмите пару уроков у сертифицированного летного инструктора в одной из авиашкол, чтобы он показал вам, как управлять штурвалом/джойстиком, как включать и выключать автопилот, как связаться с диспетчером и где находятся основные приборы и шкалы, по которым можно ориентироваться в полете.

Напомним, что вы можете приобрести кислородный баллон в кабину самолета (10л) 

Вас также может заинтересовать авиационная гарнитура David Clark H10-13.4

Не забудьте про учебники по фразеологии на английском языке для лётного состава