Пилотам доступны десятки лётных приложений EFB. Они предоставляют 90% информации, которая необходима при выполнении полетов по ППП и ПВП.

Из целого списка авиаторы чаще всего выбирают Garmin Pilot или ForeFlight. Два приложения, которые возглавляют рейтинги самых эффективных инструментов в работе пилота. Многие лётчики и авиакомпании уже давно установили их на свои рабочие планшеты. А сами разработчики выпускают по нескольку обновлений в год, создавая новые функции и расширяя их возможности.

Давайте разберемся, почему именно Garmin Pilot и ForeFlight имеют такую колоссальную поддержку в авиационном сообществе по всему миру. И какое приложение скачать себе на планшет, если до этого не пользовался ни тем, ни другим?

Рис. 1. Сегодня все пилоты используют в работе EFB приложения


Раньше они могли просто отображать электронные карты и документы. Теперь же Garmin Pilot и ForeFlight способны интегрироваться с разной бортовой авионикой, включая ADS-B, SiriusXM, разные GPS-приемники, смартчасы и так далее.

Создавая план полета на одном из этих приложений, каждый пилот может синхронизировать его с бортовым электронным оборудованием. Вы также можете мониторить параметры работы двигателя прямо с экрана планшета (об этом мы рассказали в предыдущей статье). И это лишь некоторые особенности, которые отличают ForeFlight и Garmin Pilot от других конкурирующих приложений.

Спросите себя: «Какое приложение мне подойдет лучше всего?». ForeFlight и Garmin Pilot удовлетворяют потребности как неопытного курсанта-пилота, так и профессионального лётчика с десятками тысяч часов в летной книге. А благодаря партнерским отношениям с Jeppesen и Eurocontrol разработчики снабжают пилотов свежими картами разных аэропортов по всему миру.


Начало эры iPad

До появления iPad в 2010 году пилоты опирались на GPS-приемники, чтобы получать больше информации об аэропортах и пользоваться движущейся картой. Garmin доминировал в этом сегменте, предлагая различные варианты оборудования под широким диапазоном цен. Портативные системы GPS были полезным аксессуаром в кабине экипажа, но они не смогли заменить бумажных карт и не давали так много данных о погоде и планировании полетов. Поддерживать базу данных актуальной информацией было также сложно и очень затратно.

Когда в 2010 году появился iPad, пилоты увидели в нем «волшебную таблетку», которая сможет решить проблему с базами данных и другими навигационными задачами. И действительно, - тонкий яркий планшет с 10-дюймовым сенсорным экраном и многочасовым временем автономной работы стал все чаще появляться в кабинах ВС.

Так, как ForeFlight уже выпускал приложение на iPhone, разработчики адаптировали свой продукт под новенький планшет. Началась эпоха цифровых карт и документов. Пилоты стали реже пользоваться бумажными картами и схемами.

Garmin выпустил собственное приложение Garmin Pilot в 2012 году. Несмотря на свои достижения в области авиационного радиоэлектронного оборудования, на рынке мобильных приложений они были в числе отстающих.

В течение последних 6 лет Garmin регулярно улучшал свое приложение, создавая конкуренцию другим авиационным EFB приложениям. Разработчики не только догнали, но еще и превзошли большинство из них. В сочетании с возможностями подключения к портативной и сертифицированной авионики компания Garmin начала решать более сложные задачи, чем кто-либо.


ForeFlight и Garmin Pilot похожи друг на друга

Интерфейс у них абсолютно разный. Но если вы сядете и начнете их изучать, то поймете, что эти два приложение очень похожи друг на друга. Вот перечень одинаковых функций, которые имеют ForeFlight и Garmin Pilot:

Планирование полета: данные аэропорта, информация о погоде, профили ЛТХ самолетов, бортжурнал, чеклисты, масса и центровка

Карты: аэронавигационные карты, схемы полетов по ППП на больших и малых высотах, схемы аэродромов, схемы полетов по ППП и ПВП по всему миру, схемы аэродромов Jeppesen.

Навигация: приборная панель в цифровом виде, синтетическая визуализация, движущиеся карты на основе данных GPS с географической привязкой и информацией о местности.

Возможность интеграции: приемник ADS-B, спутниковая радиосвязь Sirius XM, авионика Garmin, домашние авиасимуляторы.

Управление документами: загружайте, просматривайте и редактируйте такие документы, как руководства по ВС, международные авиационные документы и учебные файлы.

Рис. 2. Скриншот с приложения ForeFlight



Рис. 3. Скриншот с приложения Garmin Pilot


Garmin Pilot и ForeFlight – это универсальные приложения, которые помогут вам не только подготовиться к полету, но и выполнить все процессы в кабине ВС от запуска до выключения двигателей.

Теперь нужно изучить отдельные возможности каждого приложения и взглянуть на их основные преимущества и недостатки.


ForeFlight

Меню ForeFlight очень упрощенное. Чтобы добраться до нужной кнопки, достаточно сделать максимум 2-3 касания. Быстрый доступ к информации, такой как схема захода на посадку или информация о воздушном пространстве, очень важен в работе пилота.

Универсальная функция поиска также доступна в верхней части разделов «Maps», «Airports» и «Plates». Здесь вы быстро найдете информацию об аэропортах, картах, маршрутах и так далее.

Рис. 4. Меню поиска в верхней части экрана


В ForeFlight вы обнаружите множество функций, облегчающих жизнь пилоту одноместного ВС. При просмотре карты захода на посадку по приборам или схемы аэропорта приложение отображает на экране список всех активных NOTAM для данной процедуры. А когда в аэропорту есть NOTAM для закрытой ВПП, ForeFlight отображает жирный красный баннер по центру экрана, чтобы вы не упустили эту информацию из виду.

При планировании маршрута вы можете в один клик скачать все необходимые карты ПВП/ППП. Каждые 28 дней ForeFlight обновляет аэронавигационную базу данных, поэтому вы не спутаете новую версию ПВП/ППП карт со старой.

Планируя маршрут, ForeFlight ведет вас поэтапно, чтобы вы ничего не пропустили при заполнении данных. Если вы планируете полет по ППП, ForeFlight предлагает функцию рекомендованного маршрута, чтобы подобрать оптимальный вариант за вас. Этот механизм маршрутизации анализирует тысячи возможных вариантов на основе ЛТХ вашего ВС и экономии времени/топлива, а также учитывает все популярные маршруты среди пилотов, пользующихся ForeFlight, и те, что разрешены органами УВД.

Функция подбора маршрутов также сравнивает другие аналогичные зарегистрированные планы полета. Она анализирует погодные условия и доступные процедуры захода на посадку, чтобы предложить запасной аэропорт для включения в ваш план полета.

Рис. 5. Окошко со списком всех возможных запасных аэродромов для посадки


Планирование взлетно-посадочных характеристик – еще одна уникальная функция ForeFlight. Эта функция учитывает текущую погоду, параметры ВПП и вес самолета для автоматического расчета взлетной и посадочной дистанции. Однако для этого уже требуется дополнительная подписка Performance Plus.

С точки зрения безопасности полета ForeFlight будет оповещать вас о снижении на высоте 500 футов AMSL, столкновении с землей или с другими препятствиями, высокой скорости снижения и близлежащем трафике при подключении к приемнику ADS-B. Приложение оповещает пилота как визуальными, так и звуковыми сигналами.

Рис. 6. Окошко с предупреждением в ForeFlight


В ForeFlight есть оповещения, отображающие частоты ATIS для аэропорта назначения во время прибытия. Также приложение сигнализирует пилоту в случае, если расчетная взлетная или посадочная дистанция превышает доступную длину ВПП.

Еще одна выдающаяся особенность ForeFlight – его стремление обеспечить пилота полной информацией о погоде. Сюда входят текстовые сводки погоды, прогнозы и графики из разных источников, включая Национальную метеорологическую службу, Авиационный метеорологический центр и Центр прогнозирования штормов. Здесь можно отслеживать долгосрочные прогнозы осадков, грозы, видимость и облачность с помощью тех же графиков.

ForeFlight включает больше сотни профилей самолетов: от легких поршневых до турбовентиляторных и реактивных. Эти профили создавались с использованием данных таблиц характеристик производителя. Приложение обеспечивает высокоточные расчеты времени ETE (Estimated Time En Route) и расхода топлива при планировании полета.

Для более крупных операторов существует дополнительная диспетчерская служба ForeFlight. Она позволяет пилотам, диспетчерам, руководителям и другому лётному персоналу управлять несколькими планами полетов для целого парка ВС. А вся важная информация о каждом полете отправляется прямо в приложение ForeFlight на смартфон или планшет назначенному лицу.


Garmin Pilot

Если ForeFlight делает уклон на метео, то Garmin Pilot уходит больше в сторону GPS-навигации. Будучи знакомым с другими продуктами Garmin, включая GTN 650/750, портативными устройствами Aera и интегрированной панелью управления G1000, пилоту будет намного проще изучить приложение.

Главное меню Garmin Pilot очень похоже на меню GTN 750. Подобно другим навигационным системам Garmin, здесь так же много вариантов настройки отображения движущейся карты. Обратной стороной такого дизайна является то, что управление настройками Garmin Pilot не настолько простое, как в ForeFlight. С первого раза можно упустить некоторые ключевые функции и настройки. Протестировав приложение пару раз в кабине, меню Garmin Pilot станет куда понятнее.

Открывая меню с картами в Garmin Pilot, вам будет доступна функция сплит-экрана с 13 различными вариантами отображения. Это позволяет пилоту одновременно следить за своим местоположением на карте и изучать схемы рулежных дорожек, схемы захода на посадку по приборам, просматривать план полета и так далее.

Рис. 7. Функция сплит-скрина в Garmin Pilot


Навигационные приборы могут отображаться на экране приложения. Функция синтетической визуализации выглядит так же, как на сертифицированных PFD.

Подобно другим панелям управления от Garmin, на экране приложения всегда отображены кнопки Nearest и Direct-to в верхней строке меню. Кнопка Direct-to очень часто используется пилотами на GPS-навигаторах, поэтому разработчики решили, что она должна быть по центру и на самом видном месте. Кнопка Nearest выделяет ближайшие аэропорты на движущейся карте, учитывая заданные пилотом тип и длину поверхности ВПП. Список аэропортов отображается в верхней части экрана.

Аварийный режим Emergency Mode – один из самых важных и полезных функций в Garmin Pilot. В случае отказа двигателя, неисправности приборов или проблемы со здоровьем у человека на борту, пилот нажимает на эту кнопку. Приложение выделяет все ближайшие аэропорты на карте в радиусе от местоположения ВС. А также активирует режим сплит-скрина, отображая все аварийные чеклисты для вашего профиля самолета. Подробнее о режиме Emergency Mode можете прочитать в предыдущей статье.

Рис. 8. Режим Emergency Mode в Garmin Pilot


Для тех пилотов, кто часто летает с приемником ADS-B, в Garmin Pilot есть отдельное окошко с трафиком – как в полноэкранном режиме, так и в режиме сплит-скрина. Это помогает избавиться от лишних значков на движущейся карте и позволяет лучше определять близлежащие ЛА в загруженном воздушном пространстве. При этом используется фирменная технология Garmin TargetTrend, чтобы показать пилоту, где будет выбранный ЛА через 15, 30, 60 или 120 секунд. Вы можете легко фильтровать ЛА по высоте, а также увидеть его магнитный курс, скорость набора/снижения, и путевую скорость.

Garmin Pilot регулярно сравнивает отчеты о погоде для запланированных аэропортов вылета и назначения с вашими личными метеоминимумами, которые вы установили в приложении. Если рядом с идентификатором аэропорта стоит желтый треугольник, то это означает, что условия погоды неприемлемы, исходя из ближайшей сводки TAF.

Рис. 9. Список запасных аэропортов и краткая сводка TAF 


Для полетов по ППП приложение сигнализирует таким же желтым треугольником и для запасных аэродромов. Пилот будет уведомлен о том, что его заданная высота слишком мала для данной местности. Приложение оповещает пилота о том, что его план полета заполнен не полностью. Вы будете получать уведомление, когда будете приближаться к контролируемому воздушному пространству на движущейся карте.

В полете Garmin Pilot оповещает пилота о приближающемся ЛА, воздушном пространстве и о столкновении с землей с помощью звуковых сигналов и всплывающих окон с предупреждениями. Если вы подключены к системе мониторинга двигателей на панели Garmin, вы даже можете включить предупреждения о превышении конкретных параметров, таких как CHT (Cylinder Head Temperature) на поршневом самолете или N1 на реактивном ВС.

Garmin Pilot предлагает полную интеграцию с Fltplan.com – популярным сервисом по планированию полетов. Это позволяет создавать, редактировать и синхронизировать планы полетов с данным сервисом, а также просматривать всю соответствующую информацию прямо в приложении.


Интеграция с устройствами

При выборе авиационного приложения важно учитывать возможность интеграции с другими электронными устройствами. ForeFlight и Garmin Pilot отлично работают с приемниками GPS от Bad Elf и Dual XGPS.

Приемники погоды и трафика ADS-B также интегрируются с обоими приложениями в зависимости от модели устройства: приемники Garmin GDL 50/52 работают как с Garmin Pilot, так и с ForeFlight; приемники Sentry, Sentry Mini и Stratus будут работать только с ForeFlight.

Рис. 10. ADS-B приемник Stratus


Как только вы выберите авиационное приложение, тогда можете приобретать совместимое устройство. И никак не наоборот.

Большим достижением стало подключение iPad к бортовой авионике Garmin. Раньше это было возможно только для приложения Garmin Pilot, однако сегодня ForeFlight также способен интегрироваться с авионикой Garmin, включая Flight Stream 110/210/510, GTX 345/375, транспондер ADS-B In/Out, дисплей G3X и многое другое.

Обновить базу данных GTN через iPad по беспроводной сети можно с помощью Flight Stream 510. Однако такая функция работает исключительно с Garmin Pilot.

Если ваше воздушное судно оснащено дисплеем Garmin с системой индикации двигателя (EIS) и Flight Stream 510, пользователь Garmin Pilot может просматривать данные со всех датчиков двигателя (CHT, EGT, давление масла и т. д.) прямо на экране планшета. Эти данные могут быть записаны, чтобы проанализировать работу двигателя после посадки. Пилот также может настроить Garmin Pilot на уведомления, сообщающие о превышении лимитов работы двигателя.

Рис. 11. Мониторинг параметров работы двигателя


Garmin Pilot взаимодействует с портативными устройствами GPS Aera 660/760, коллекцией смартчасов D2, камерой VIRB, коммуникатором InReach. Пользователи ForeFlight имеют возможность подключаться к авионике разных производителей, например к GPS-навигатору Avidyne 550/540/440, панели управления Dynon SkyView и к транспондерам ADS-B от L3, FreeFlight и uAvionix.


Пора принимать решение

Выбирая авиационное приложение, учитывайте не только их дизайн. Garmin Pilot и ForeFlight имеют много функциональных различий между собой. Поэтому стоит оценить каждое приложение по отдельности, чтобы увидеть, какое из них вам подойдет больше всего. Для этого разработчики ForeFlight и Garmin Pilot предлагают бесплатный пробный период на 30 дней.

Сравните их внутренние возможности, цены на подписки, а также удобство в использовании. Спросите себя, с каким приложением вам будет комфортней заходить на посадку по ILS в условиях турбулентности и ливневых осадков? Вот, что действительно важно.

Учитывайте, что для обоих приложений по умолчанию будут доступны лишь карты США. Чтобы иметь в наличии карты Европы вместе со всей базой данных, потребуется дополнительная плата в размере 100 долларов в год.

Напомним, что вы можете приобрести смартчасы Garmin D2 Dela PX Titanium

Вас также может заинтересовать держатель для смартфонов RAM

Не забудьте про GPS-навигаторы Garmin Aera 660