Независимо от того, на каком самолете вы летаете, лётная школа дает приблизительно одинаковые задания пилотам-курсантам. Тренировочный полет обычно длится около 1 часа и дольше. Но когда в программе на лётный день стоит лишь один час, как мы можем выжать максимум пользы за такое ограниченное время?

Классическим ответом будет — полёты по кругу с отработкой нескольких посадок. Такая практика безусловно важна, однако есть и другие манёвры, которые также могут натренировать и отточить навыки пилота за короткое время в воздухе.

Рис. 1. Посадка на ВПП 16R


Делать уклон на тренировку выполнения посадки придумали уже очень давно. И здесь есть конкретная причина: 50 лет назад большинство самолетов имело шасси с хвостовой опорой. Сейчас вы их редко встретите где-либо, однако в те времена это считалось обычным делом.

Посадить двухстоечный самолет с хвостовым колесом— работа непростая, особенно при сильном ветре. Чаще всего в этот момент хвост стремится подняться вверх. Задача пилота — не допустить этого, так как посадка ВС в идеале выполняется на три точки.

Я раньше летал на Cessna 140 с хвостовой опорой шасси. Почти все свои 500 часов я только и делал, что решал эту задачу. В итоге я понял, что упражнения со взлетом и посадкой на подобных ВС являются тренировкой для подсознания, ежели для отработки навыков. Вы можете знать, какое действие нужно предпринять во время бокового ветра, но действовать нужно слишком быстро — настолько, что пока вы думаете над ответом, ваши руки и ноги уже делают свое дело. Реакция должна быть молниеносной и доведенной до автоматизма. И она приходит только от реальной практики.

Рис. 2. Самолет Cessna 140


Посадка на самолете с трехопорным шасси не такая сложная. Если вы достигли мастерства, поддерживать навык проще. Пилоту нужно следить за воздушной скоростью, направлением, вертикальной скоростью и высотой. Он должен понимать, когда создавать посадочное положение и уверенно приземлиться на 2 основных колеса, а затем поставить носовую стойку.

Итак, вот несколько практических упражнений, которые будут эффективнее, чем обычный полет «по коробочке» для тренировки посадки на самолете с трехстоечным шасси.


Вираж с креном 60 °

Если вы очень требовательны к себе и очень стараетесь придерживаться заданной воздушной скорости, высоты и угла крена, попробуйте выполнить вираж с креном 60°.

Правильно выполненный вираж является манёвром для полетов по приборам. Однако вам не нужен козырек, и взгляд на капот-горизонт тоже вряд ли поможет. Единственный способ узнать, что вы выполняете координированный разворот на 60° - это сканировать показания на приборной панели.

Рис. 3. Шесть главных приборов для управления ВС


Сделайте вираж влево и вправо с креном 60°. Но для начала потренируйтесь выполнять разворот с постоянным углом крена 45°. Есть 3 критерия успеха:

  • Выдерживание угла крена в пределах плюс-минус 5°;

  • Скорость полета в пределах плюс-минус 10 узлов;

  • Высота в пределах плюс-минус 100 футов.

Но это лишь поверхностные условия. Ваша настоящая цель гораздо более серьезная — это обрести выдержку и терпение.

Причина, по которой вираж с креном 60° кажется сложным, заключается в использовании всех доступных элементов управления. По мере того, как вы выполняете разворот, скорость полета будет уменьшаться, поэтому вам нужно добавить мощности. Однако, чем больше угол крена, тем сложнее держать носовую часть по высоте. Чтобы уменьшить нагрузку на крыло во время разворота, потребуется использовать элероны против крена.

А также внимательно следите за указателем поворота и скольжения, чтобы шарик всегда находился в центре. Если шарик уходит влево, давим на левую педаль и крутим штурвал вправо. Вспоминайте фразу «Шарик боится ноги».

В момент виража цель состоит в том, чтобы не терять и не набирать скорость и высоту, а также завершить его на том курсе, с которого начали выполнять. Идеальный вираж с креном 60° совершить трудно. Однако он сможет показать ваше мастерство.


Выдерживание постоянной вертикальной скорости

Это стандартный тренировочный маневр. Но, как и вираж, он показывает уровень владения всеми элементами управления в момент набора и снижения высоты.

Чтобы потренироваться, выберите заданную вертикальную скорость, горизонтальную скорость и курс. Когда вы начнете снижаться, воздушная скорость начнет расти, поэтому компенсируйте ее РУДом и тангажем. Установка вертикальной скорости требует непрерывных изменений мощности, а также шага винта, если он присутствует.

Рис. 4. Набор высоты


Снижение с постоянной вертикальной скоростью также является отличной практикой для захода на посадку без необходимости в дополнительных 5 минутах на построение коробочки.


Выдерживание курса

Нет навыка более фундаментального для совершения безопасного полета, чем способность выдерживать курс до заданной точки, при этом сохраняя высоту и скорость.

Чтобы оценить свои навыки в этом деле, проложите прямой курс к какой-либо точке на GPS-навигаторе или выберите любой объект на земле, к которому хотите следовать. Затем поверните на этот курс, удерживая высоту и скорость.

Если присутствует ветер, вам нужно будет скорректировать курс с учетом поправки. Этому обучают для получения свидетельства частного пилота, но в лётной школе с вас не будут требовать идеального выполнения. Однако, если у вас есть данное свидетельство и вы хотите поддерживать свои навыки, требуйте идеального выполнения от самого себя.

Рис. 5. Работа с GPS-навигатором


Сделайте несколько координированных разворотов с большим креном, выполните набор и снижение с постоянной вертикальной скоростью, а также проработайте выдерживание курса. Вам будет легче практиковать другие базовые навыки, при этом вам понадобиться намного меньше времени.

А какие задания вы выполняете на тренировочных полетах?

Напомним, что вы можете приобрести авиационную гарнитуру Bose A20

Вас также может заинтересовать GPS-навигатор Garmin Aera 660

Не забудьте о плоттере CR-3 (3 3/4 in.)