В предыдущем списке «9 самых красивых самолетов малой авиации», основное внимание мы уделяли эстетике внешнего вида, особенностям конструкции и невероятной истории создания моделей. Здесь мы хотим показать другие ВС, которые были спроектированы из чисто практических соображений.

Инженеры не пытались создавать выставочные модели, на фоне которых хотелось бы сделать пару снимков на память. Идея заключалась лишь в максимальной эффективности с минимальными дизайнерскими задумками. Например, Boeing 747 имеет второй этаж в виде «горба», чтобы лайнер смог перевозить больше пассажиров. Вертолет Boeing CH-47 Chinook имеет два гигантских главных ротора и удлиненный фюзеляж для большего размещения войск и груза. Их общий внешний вид далеко не идеальный. Но в ходе нестандартных решений инженерам приходилось жертвовать красивой внешней оболочкой, чтобы их воздушные судна были полезными и имели большой спрос в коммерческих и военных целях.

В нашем списке вы не найдете редких моделей самолетов, которых давно перестали вводить в эксплуатацию. Определяющим фактором всех нижеперечисленных ЛА является коммерческий успех и большое количество выпущенных с конвейера воздушных суден. Это ли не доказательство того, что красота иногда проигрывает более важным вещам, таким как прибыль для авиапредприятий и польза для общества.

И так, представляем вам наш топ-7 легких самолетов с необычной внешностью.


Ercoupe

Рис. 1. Самолет Erco Ercoupe


В начале 1930-х годов самолет Erco Ercoupe проектировался, как самое безопасное воздушное судно среди всех существующих на тот период. Это был один из самых первых успешных цельнометаллических легких ВС, для которых не предусмотрен руль направления. Система управления самолета была построена таким образом, что элероны выполняли сразу две функции – управление углом крена и углом рыскания. Из-за этого хвост Ercoupe выглядел странно и необычно.

На протяжение многих лет Ercoupe производились для десятков авиакомпаний вплоть до 1969 года. Всего было выпущено около 5,500 таких маленьких самолетов.


PZL Wilga

Рис. 2. Самолет PZL Wilga


Это единственный самолет из нашего списка, построенный в Восточной Европе. Его проектировали как спортивное воздушное судно, однако он также выполнял функции буксировки планеров, сброса парашютистов, на нем учились летать для получения PPL. Самолет также принимал участие в соревнованиях по воздушному ориентированию и многое другое. Такой необычный дизайн у самолета получился именно потому, что инженеры пытались построить ВС, который мог бы выполнять десятки разных задач. Wilga производился в Польше и в других странах на протяжение 40 лет. Более 1000 единиц техники были распроданы отдельно пилотам-любителям, которые перекраивали модель по своему желанию: ставили турбовинтовой двигатель, например. Результат мог сильно отражаться на внешнем виде PZL Wilga, но летные характеристики от этого только улучшались.


Cessna T-50

Рис. 3. Самолет Cessna T-50


Самолет стал первым двухместным воздушным судном концерна Cessna. Он также повлиял не переход к использованию цельнометаллического корпуса фюзеляжа. Cessna T-50 стал вдохновителем первого прототипа Cessna 310. Почти полностью убирающиеся шасси в тандеме с обшитой фанерной конструкцией и большими круглыми двигателями придают самолету вид эпохи 1930-х годов. Несмотря на его «доисторический» внешний вид, Cessna T-50 имел большой коммерческий успех: более 5000 единиц было распродано, в основном, вооруженным силам США.


Cessna 337

Рис. 4. Самолет Cessna 337


Эта модель стала ответом на вечный вопрос инженеров компании: «Как сделать двухдвигательный легкий самолет, не склонный к потере управления при отказе двигателя на взлете?». Решение было таковым: «Поставьте один двигатель спереди, а другой сзади». В итоге самолет, так или иначе, не стал самым безопасным из всех прочих двухдвигательных ВС от компании Cessna, однако приобрел популярность на рынке авиастроения. У него была высокая полезна нагрузка; он мог разгоняться до 160 узлов. Всего компания построила около 3,000 таких моделей.


Piper Tri-Pacer

Рис. 5. Самолет Piper Tri-Pacer


«Как мы можем построить четырехместный самолет с опорным носовым колесом, отталкиваясь от наших старых чертежей из предыдущих проектов?» - с таким вопросом подошли сотрудники компании Piper при создании модели Tri-Pacer. Как вы уже поняли, инженеры внесли лишь одно незначительное изменение в конструкцию Pacer – они поменяли расположение стоек шасси, сделав Tri-Pacer с опорной носовой стойкой. Несмотря на нетипичный внешний вид, который оказался не таким привлекательным, как его аналоги Cessna 172 и прочие, за 14 лет производства Piper выпустила почти 10,000 копий Piper Tri-Pacer. Как нам кажется, это один из самых недооцененных самолетов малой авиации.


Piper Apache

Рис. 6. Самолет Beech Apache


Главные особенности Piper Apache – это короткий закругленный носовой обтекатель, два двигателя средней мощности и дешевое обслуживание. Самые важные недостатки были улучшены после выхода модификации Aztec, где слегка модернизировали носовую часть фюзеляжа и поставили более крупные и мощные двигатели. За 30-летний производственный цикл Piper выпустила около 7,000 моделей Piper Apache и Aztec.


Beechcraft Musketeer

Рис. 7. Самолет Beech Musketeer


Некоторые самолеты в нашем списке были спроектированы с уклоном на улучшение летных характеристик, которые расширяли возможности их применения в эксплуатации (например, PLZ Wilga). При этом нарушалась эстетика внешнего вида, делая их не такими уж и привлекательными на фоне прочих конкурентов. Другие самолеты стали олицетворением новой инженерной мысли, чего раньше до них не делал никто (например, Ercoupe). Воздушное судно Beechcraft Musketeer не было первым цельнометаллическим самолетом, но его старание прорваться в категорию лучших четырехместных легких ЛА увенчалось успехом. Самолет практически ни разу не менялся внешне за свою историю производства и был, в общем, достаточно медленным, но компания Beechcraft сумела продать около 4,000 моделей. И это на фоне успешных типов Baron и Bonanza.

Напомним, что вы можете приобрести модель самолета Як-18Т (1:48)

Вас также может заинтересовать модель самолета Як-52 (1:48)

Не забудьте про модель самолета Ан-2 (1:200)