В обычной ситуации это было бы нежелательно. Портативным радиостанциям не хватает мощности и продолжительного заряда батареи. Кроме того, нет никаких нормативных документов, описывающих возможность работы с рацией в подобном ключе. Однако есть исключения.

Существуют воздушные судна, у которых стационарная радиостанция не установлена. Это могут быть экспериментальные сверхлегкие ЛА, легкие спортивные самолеты, планеры, мотодельтапланы и многие другие. Возникает вопрос: «Можно ли использовать портативную радиостанцию в качестве основного средства связи, если на борту нет больше никаких вариантов?». И ответ за этим последует: «Да, но только при определенных условиях».

Поскольку такой выбор не поощряется в авиационной отрасли, очень трудно найти руководство о том, как сделать все правильно. Пилоты из школы Sporty’s дали несколько рекомендаций по этому поводу.

Рис. 1. Портативная радиостанция PJ2 COM


Выбор радиостанции

Первым делом нужно выбрать портативную радиостанцию. Нельзя брать первую попавшуюся модель. Есть 3 основных момента, которые следует учитывать при покупке рации для установки:

Возможность подключения к гарнитуре

К счастью, многие рации прекрасно работают с авиационными гарнитурами. Вам может понадобиться адаптер для подключения, однако некоторые модели сразу идут с разъемами для гарнитуры, устраняя необходимость в дополнительном адаптере. Будем честны – чем меньше переходников вы используете, тем проще будет работать в кабине.

Одной из самых подходящих радиостанций является PJ2 COM. К ней можно подключать гарнитуры Bose, David Clark и многие другие. Подробнее об этой рации мы писали в статье «Как рация PJ2 научила меня не переживать и полюбить свою работу». Также обратите внимание на SP-400 NAV/COM.

Рис. 2. Рации PJ2 COM и Sporty's SP-400 NAV/COM


Способ заряда аккумулятора

Большинство портативных радиостанций имеют в комплекте батарейный блок. Вы можете также встретить модели, которые заряжаются от USB или работают от щелочных батарей типа АА. Если вы планируете часто летать, радиостанции с питанием от USB могут сэкономить немного денег. Однако, как и аккумулятор на смартфоне, любая подобная рация не будет работать так же хорошо через несколько лет.

Имейте в сумке резервный источник питания. Щелочные батареи остаются самыми надежными и доступными. Их удобно носить с собой где-нибудь в кармане брюк или в рюкзаке. Если у вас есть генератор и прикуриватель на 12 В, тогда вы можете заряжать рацию от бортовой сети. Главная идея в том, чтобы ваша рация поддерживала более одного варианта заряда аккумулятора.

Например, радиостанция SP-400 NAV/COM работает как от аккумуляторной батареи, так и от 8 батареек АА с автономной работой до 6 часов.

Кнопка Push-to-talk

Чтобы говорить в эфир, у портативных радиостанций сбоку есть кнопка. Во время полета нажать на нее не всегда удобно, поэтому лучше иметь переключатель PTT (Push-to-talk). Его легко расположить на джойстике или штурвале, при этом вы можете держать рацию в любом удобном месте. Многие авиационные гарнитуры также имеют специальный порт для подключения устройства PTT.

Передача

Портативные радиостанции ограничены в мощности, которая необходима для передачи сигнала на много сотен миль. Так на какую дальность пилоты могут передавать сообщения по радиосвязи?

Рис. 3. Связь с экипажем на земле с помощью рации


Большинство раций имеют радиус приема сигналов от 7 до 15 миль. На это влияют факторы: влажность, рельеф местности, помехи и даже солнечный ветер. Понятное дело, что такой потенциал мощности только расстраивает. Но есть один вариант, как можно улучшить положение.

Чтобы увеличить мощность работы портативной радиостанции, используйте полностью заряженные аккумуляторные батареи. Попробуйте установить внешнюю антенну на ВС – они могут увеличить радиус приема сигналов минимум вдвое.

Не питайте особых надежд и не завышайте ожидания. Если хотите получить информацию о заходе на посадку, даже не старайтесь связаться с диспетчером на расстоянии 30 миль от аэродрома. Лучше всего свяжитесь с ним на дальности 6-9 миль – успех будет намного выше. Поэтому чаще всего рацию используют во время авиахимработ, учебных полетов, коротких облетов или для работы с БПЛА, когда летать приходится только на небольшой дальности от ВПП.

Полет с пассажирами

Здесь все становится немного сложнее. Подключить одну гарнитуру к одной портативной радиостанции очень просто. Но что делать, если хочется поговорить с человеком, рядом сидящим на борту?

Внутрикабинная связь осуществляется с помощью интеркома. К нему можно подключить сразу несколько гарнитур и общаться с пассажирами, не осуществляя при этом никаких дополнительных действий. Бывают разные модели интеркомов: на 2, 4 или 6 аудиоустройств. Они работают от 9-вольтовой батареи. К интеркому подключается и ваша портативная радиостанция.

В магазине CrewShop доступен интерком Nav-Data 4 Place Intercom. К нему можно подключить одновременно до 4 аудиоустройств. Через него вы можете регулировать громкость звука в гарнитуре. Здесь есть встроенный переключатель Push-to-talk. Есть функция отказоустойчивости в случае потери мощности. Также интерком позволяет записывать все разговоры с пассажирами и диспетчерами.

Рис. 4. Интерком Nav-Data в магазине CrewShop


Навигация

Сегодня многие портативные радиостанции являются NAV/COM. Это означает, что помимо связи с УВД вы можете использовать их для навигации с помощью VOR. У некоторых моделей есть даже встроенный GPS для мониторинга полета по путевым точкам. На сегодняшний день одной из самых популярных радиостанций с функциями NAV/COM является FTA-750L.

Несмотря на это, функция NAV хороша больше, как резервное средство, особенно при заходе по глиссаде с ILS. Гораздо проще осуществлять навигацию с помощью того же планшета или смартфона – в них точность информации и изобилие возможностей намного выше, чем в радиостанциях. Поэтому пилоты стараются покупать рации для связи на земле в районе аэродрома, в том числе как резервное (аварийное) средство для связи и навигации в воздухе.

В розничном магазине CrewShop доступны разные варианты портативных радиостанций. Заходите на сайт, читайте подробные описания и выбирайте подходящую модель вместе с вышеперечисленными дополнительными устройствами и аксессуарами. Если хотите узнать больше про выбор и применение портативных радиостанций, советуем почитать статью «Помогаем выбрать рацию (для БПЛА тоже!): обзор покупателю».

Напомним, что вы можете приобрести адаптер для гарнитур GA Dual plugs

Вас заинтересует аудиопанель Garmin GMA 340

Не забудьте про зарядное устройство для аккумуляторов портативных станций