У 90% пилотов нет собственного защитного шлема. Им кажется, что в этом нет необходимости: шлемы не обеспечивают должного уровня безопасности при столкновении с землей. Однако их применяют совсем для других случаев.

Возьмем, к примеру, велосипедиста: если он получит травму головы, то может отойти к обочине и позвонить в больницу. Но если же пилот получит травму головы во время полета, ему все равно придется сохранить концентрацию и не потерять сознание, чтобы безопасно выполнить аварийную посадку и получить медпомощь на земле.

Рис. 1. Применение защитного шлема в полете


Существуют разные виды летной работы, при которых пилотам обязательно нужно надевать защитные шлемы. Сюда входят:

  • полеты на ЛА с открытой кабиной;
  • полеты на ЛА специального и военного назначения;
  • полеты на ЛА с предусмотренным аварийным покиданием в воздухе;
  • пилотажные, групповые полеты;
  • испытательные полеты.

Летные шлемы защищают голову от ударов в кабине ВС. Козырьки и светофильтры на них защищают глаза от ярких солнечных лучей, и от попадания мусора. Через шлем можно подключить гарнитуру и микрофон, чтобы вести радиосвязь на всех этапах полета.

Рис. 2. Летный шлем пилота


Некоторые модели оснащены дополнительными креплениями для установки разного дополнительного оборудования, например системы фото и видеосъемки, системы наблюдения и целеуказания и так далее.

Во время авиационного происшествия одной из наиболее вероятных причин аварий является потеря работоспособности пилота вследствие черепно-мозговых травм. Проще говоря – это сильный удар головой, способный ограничить или вовсе лишить пилота возможности управлять ЛА. Ношение шлема увеличивает шансы на выживание в несколько раз.

Действительно ли летные шлемы защищают от травм?

Рис. 3. Самолет PZL Mielec M-18 Dromader


Летный шлем предназначен для защиты головы от травм в воздухе. Однако он реально может защитить пилота и в случае аварии на земле. Это однажды доказал австралийский пилот в 2017 году, когда опрыскивал урожай на самолете PZL Mielec M-18 Dromader.

Он совершил аварийную посадку из-за потери управления во время турбулентности на малой высоте. Австралийское бюро транспортной безопасности установило, что летный шлем пилота ударился о внутреннюю часть кабины, когда самолет перевернулся при ударе о землю. То, что у пилота на голове был шлем, скорее всего, спасло ему жизнь.

Для чего еще могут пригодится защитные летные шлемы

Рис. 4. Разрисованный защитный шлем


Очень круто, если в гардеробе у вас будет лежать хотя бы один защитный шлем. Вы можете его не доставать со шкафа очень долгое время. Но в особых случаях он часто выручает. В каких? Например, когда знакомый внезапно приглашает вас полетать на самолете с открытой кабиной. Допустим, на По-2. Здесь вам безусловно понадобиться надеть шлем. Он защитит вас не только от ударов головой, но и от сильного ветра, пыли, насекомых и др. Это обязательная мера безопасности на подобных ЛА.

Иногда шлемы используют в качестве творческого самовыражения. На них пилоты рисуют граффити с разными изображениями самолетов, известных личностей, их цитаты и так далее – кто чем вдохновляется. А позже такие произведения искусства остаются в наследство детям и внукам.

Как правильно носить летный шлем

Пилотам нужно осознанно подходить к не только к выбору шлема, но и знать, как правильно его носить.

Рис. 5. Как правильно носить защитный шлем пилота


Убедитесь, что шлем подходит по вашему размеру. Перед тем, как подбирать модель, узнайте точный размер головы. Как только вы подберете нужные параметры, начинайте экспериментировать с посадкой шлема на голову.

Если вы все-таки чувствуете, что шлем не идеально прилегает к голове (хотя размер правильный), подложите мягкие предметы в те места, где чувствуете много свободного места.

Ремешок для подбородка должен быть затянут, но не слишком туго. Все эти вещи очень важно проконтролировать перед тем, как зайти в кабину воздушного судна.

Если у вас есть подшлемники – не стесняйтесь их применять! Они сохраняют свежесть летных шлемов, впитывая пот, сохраняя прохладу и обеспечивая дополнительный комфорт в полете.

Как ухаживать за летным шлемом

Рис. 6. Как ухаживать за защитным шлемом пилота


Старайтесь не бить его почем зря, относитесь к шлему с уважением. Храните подальше от солнца, желательно в специальной сумке. Если шлем испачкался, протрите его влажной тканью, и ни в коем случае не используйте чистящие средства.

Чтобы почистить визор (защитное стекло на глаза), протрите его тканью из микрофибры. Старайтесь визор не мыть чистящими средствами – это продлит срок его службы, предотвратит появление царапин и разводов, ухудшающих видимость через стекло. При необходимости визор всегда можно заменить на новый.

Немного дополнительных рекомендаций по покупке летного шлема

Рис. 7. Пилот в защитном шлеме


Не покупайте защитный шлем б/у. Вы не знаете историю этого шлема и не в курсах, что он успел пережить за столько времени. Помните, что защитная оболочка любого качественного шлема имеет срок службы около 15 лет.

Если вы не знаете, какой выбрать размер шлема, возьмите тот, что будет на вас немного больше. Его можно будет наполнить внутри мягкой подкладкой, в то время как шлем меньшего размера будет давить на лоб, затылок и уши.

Покупайте шлем, который подходит под ваши летные задачи. Например, если вы работаете в сельхоз авиации или в спортивной авиации, приобретение шлема для катапультирования окажется нецелесообразным. Просто они имеют гораздо более легкую конструкцию, чтобы защищать шею пилота от чрезмерных перегрузок во время катапультирования.

ТОП-3 летных шлемов

Мы подобрали несколько доступных нам летных защитных шлемов, чтобы вам было проще выбрать для себя подходящую модель.

Летный шлем MSA Gallet

pilot helmet

Рис. 8. Летный шлем MSA Gallet LH-350


Шлемы Gallet, несомненно, являются одними из лучших. Они удобны, легко регулируются, требуют минимального обслуживания. Шлемы Gallet производятся во Франции и имеют 4 различные модели, каждая из которых сделана под конкретные летные задачи:

  • LH-050: подходит для авиахимработ, спортивной авиации;
  • LH-250: прочный, легкий шлем, адаптируемый практически под любые несложные задачи;
  • LH-350: специальный шлем, разработанный для военных пилотов и экипажей, выполняющих поисково-спасательные операции;
  • LA-100: летный шлем для пилотов реактивных самолетов.

Каждая модель приходит в полной комплектации. MSA Gallet не нуждается в сборке – вы можете надевать шлем сразу же, как только достанете его с коробки.

Белый оттенок шлема меньше всего нагревается. Летом в нем совсем не жарко. А зеленый матовый оттенок сводит к минимуму отражения и блики в кабине. Именно эти два цвета чаще всего пилоты выделяют среди прочих.

Срок службы шлема составляет 15 лет. Техническое обслуживание Gallet просто на высоте, поэтому за возникновение каких-либо проблем можно даже не переживать. В любом из этих шлемов вы будете чувствовать себя в полной безопасности.

Летный шлем David Clark K10

Рис. 9. Защитный шлем David Clark K10


Американская компания David Clark разработала уникальный сверхлёгкий прочный шлем K10, который можно совмещать с гарнитурами данной компании. Его применяют члены пилотажных групп, пилоты спортивных самолетов и другие летчики частной авиации.

Защитный авиационный шлем K10 изготовлен из прочного литого нейлона, способного выдерживать серьезные удары. На передней кромке шлема К10 имеются три крепёжных точки для монтажа защитных стёкол или козырьков типа "3-Snap Visor/Face Shield Assemblies".

Подшлемник изготовлен из хлопка и полиэстера, обеспечивая высокий уровень комфорта и вентиляции. Подшлемник имеет ремешки для индивидуальной подгонки под различные размеры головы пилота. Между подшлемником и шлемом находятся пластины из пенополеуретана, которые предназначены для компенсации нагрузок при ударах или смещениях. На тыльной кромке шлема имеется защитная мягкая резиновая пластина, обтянутая кожзаменителем. Она предназначена для компенсации и смягчения при ударах затылком.

Рис. 10. Защитный шлем David Clark в действии


Защитный шлем K10 David Clark совместим со всеми авиационными гарнитурами David Clark, кроме серии Н20. Шлем и подшлемник имеет ряд специальных креплений для оголовья и динамиков гарнитур, микрофона. Шлем может использоваться вместе с защитными и кислородными масками.

Летный шлем K10 от David Clark одобрен к использованию в силовых структурах США MIL-H-85047A

Летный шлем RayTalk PH-HM100

Рис. 11. Защитный шлем пилота RayTalk


Модель китайского производства, обеспечивающая надежную защиту от всевозможных ударов в полете. Чаще всего шлем применяют парапланеристы, дельтапланеристы, мотодельтапланеристы и пилоты пилотажных групп, выполняющие фигуры высшего пилотажа. Многие люди надевают этот шлем также во время прыжков с парашютом и в других экстремальных видах спорта.

Летный шлем RayTalk PH-HM100 имеет много размеров, легко регулируется. У шлема есть 2 защитных стекла: внутренний (защищает глаза) и внешний (в два раза больше внутреннего, обеспечивает полную защиту всего лица до самого подбородка). Внешний козырек также перекрывает микрофон для дополнительной защиты от ветра и пыли.

Защитный шлем RayTalk PH-HM100 предусматривает использование гарнитур, включая собственную линейку RayTalk. Все запчасти легко заменяются, а компания предоставляет высокое качество техобслуживания.

Напомним, что вы можете приобрести гарнитуру RayTalk PH-100AC

Вас также может заинтересовать футболка с авиационным принтом "Crazy enough to love it"

Не забудьте про модели самолетов Boeing 737-800 Bees Airline UR-UBB 1:200