За последние 5 лет уровень безопасности полетов в мире вырос. Согласно статистике IATA, начиная с 2016 года не было зафиксировано случаев с потерей управления самолета в линейной гражданской авиации. Общее количество аварий снизилось с 52 в 2019 году до 38 в 2020. А сам уровень аварийности составляет 1,71 аварий на миллион полетов.

Генеральный директор IATA утверждает, что несмотря на сегодняшнее положение дел в связи с пандемией, мы должны продолжать уделять больше внимания безопасности полетов, учиться и совершенствоваться.

Многие факторы поспособствовали значительному прогрессу в области безопасности полетов: опыт экипажей, качественное наземное обслуживание, высококвалифицированные сотрудники органов УВД и так далее. Нельзя отрицать и солидную дозу везения, как в случае с аварийной посадкой на реку Гудзон в 2009 году. Но сегодня мы поговорим о том, как развитие GPS технологий упростило работу пилотам, тем самым повысив уровень БП на несколько ступеней выше.


Подумайте об этом

До появления GPS нам было сложнее вычислить точное местоположение и траекторию пути. Конечно, ILS почти идеально направлял самолет по глиссаде, но только на конкретных этапах захода на посадку. В то время, как местоположение определялось, в основном, по радиомаякам. Доступные радиомаяки указывали пилотам положение ВС с высокой точностью.

Раньше пилоты определяли местоположение самолета с помощью часов. Нужно было вычислять путевую скорость и отсчитывать время с момента прохода крайней точки ППМ, наземного ориентира или радиомаяка. Нынешнее поколение пилотов использует такие методы в лётных школах, а также на начальных этапах своей карьеры.

Поэтому мы говорим, что значительный успех в безопасности полетов привнесло развитие технологий, основанных на знаниях точного местоположения воздушного судна, фиксируемые системами GNSS.

Рис. 1. Сенсорный дисплей Garmin 


Первая система предупреждения о приближении к земле GPWS полагалась на радиовысотомер. Намного лучше, чем ничего. Но если вы бы летели над быстро поднимающейся местностью, оповещение от GPWS пришло бы слишком поздно. Это случилось с экипажем Боинга 757 в Колумбии в 1995 году.

Благодаря полученным данным GPS о местоположении, курсе, высоте и скорости полета, системы GPWS стали куда более эффективны. Современная модель GPWS сохраняет карту местности, сравнивает ее с вашим местоположением, направлением и высотой, полученной от GPS, и вычисляет расстояние до рельефа местности.

GPS сделал возможным функцию синтетической визуализации. Мы можем видеть впереди не только ВПП, но и любые объекты местности или препятствия поблизости. Механика синтетической визуализации настолько хороша, что пилоты легко могут выполнить инструментальный заход на посадку, используя лишь проекционный дисплей. Многие квалифицированные лётчики делали это на современных авиасимуляторах уровня D по JAR-FSTD или уровня VII по ICAO 9625.

Несколько лет назад компания Garmin создала систему автоматической посадки Autonomi. Одним нажатием кнопки система Autonomi выбирает ближайшую подходящую взлетно-посадочную полосу, выстраивает к ней маршрут и безопасно приземляет самолет. Сегодня Autonomi сертифицирован для нескольких ВС и их число будет только расти.

Рис. 2. Система Autonomi


Автоматический режим захода на посадку используют на протяжении десятилетий. Однако автоматическую посадку можно выполнять только при заходе по минимуму категорий II и III, и только на специально оборудованных ВПП. С Autonomi самолет может приземлиться на любой полосе, которая оборудована ILS или LPV.

По средству GPS-навигации экипаж получает информацию о трафике с помощью TCAS или ADS-B. Эти данные, включая высоту и скорость полета, можно использовать для вычисления угрозы столкновения, чтобы своевременно реагировать на них.

Рис. 3. Информация о трафике в приложении ForeFlight


Технологии GPS внесли свой вклад и в планирование топлива. Раньше пилоты использовали часы, чтобы отслеживать количество сожженного топлива за час. Но с помощью GPS мы можем легко узнать, сколько топлива было сожжено за полет или за определенный отрезок маршрута. Мы также можем узнать, сколько миль осталось до следующей точки или до аэропорта назначения.

Курсанты-пилоты до сих пор учатся самолетовождению с помощью навигационных линеек, бумажных карт и карандашей. Это важный этап для понимания главных принципов воздушной навигации. Порой необходимо воспользоваться альтернативными средствами, ведь GPS еще не на 100% надежна. К тому же, есть зоны, где её намеренно отключают. Но когда они пересядут на технику с современной авионикой, они увидят, что GPS – это одно из лучших усовершенствований, произошедших в современной авиации.

Переведено по заказу CrewShop с оригинальной статьи «The greatest aviation safety improvement is...» с сайта airfactsjournal.com

Напомним, что вы можете приобрести блок управления автопилота Garmin GMC 507

Вас также может заинтересовать GPS-навигатор Garmin Aera 760

Не забудьте про книгу "Энциклопедия пилота" 3-е издание