После получения свидетельства PPL/CPL пилоты не перестают обучаться. В интернете доступно миллион онлайн-ресурсов, которые помогают расширить знания и стать более квалифицированным профи. Одними из таких являются отчеты о случившихся авариях или тех происшествиях, которые экипажу удалось предотвратить в ходе событий. Также можно смотреть ролики на Youtube, слушать авиационные подкасты и читать статьи.

Вывод в том, что пилоты каждое утро просыпаются, едут на аэродром, и у них в голове нет изначальной цели попасть в передрягу. Так происходит из-за неудачных стечений обстоятельств, которые приводят к аварийным событиям. При чем, эти обстоятельства должны произойти в определенной последовательности. В человеческом факторе это называется цепочкой несчастных событий или ошибок.

Рис. 1. Подкаст пилота "Two Night Lessons"


Статистика авиационных происшествий из года в год доказывает, что невозможно полностью быть готовым к подобным инцидентам в воздухе. Однако задача пилота – использовать всевозможные приемы, чтобы разорвать эту цепочку еще на начальном этапе.

В обычной жизни мы используем календарь с напоминаниями о встречах, онлайн-карты для обхода пробок на дорогах, и готовимся к суровой погоде с помощью соответствующих онлайн-сервисов. Но на высоте 10,000 футов ставки намного выше, поэтому было бы разумно использовать те же технологии вместе с контекстными оповещениями. Так пилоты будут держаться в курсе событий во время полетов.

Впервые я осознал их преимущества около 20 лет назад – за несколько лет до того, как смартфоны и планшеты стали использоваться в малой авиации. Я летел в аэропорт, относящийся к воздушному пространству класса B. Как вдруг на экране GPS-навигатора Garmin 430 появилось предупреждение: «Вход в воздушное пространство через 10 минут». Это простое сообщение дало мне понять, что я неправильно прочитал значение высоты на схеме для данного воздушного пространства. И что мне необходимо срочно ввести изменения в навигаторе, дабы избежать проблем с FAA. Я быстро снизился и продолжил полет без дальнейших проблем.

Рис. 2. Предупреждение о входе в воздушное пространство на экране Garmin


Перенесемся в сегодняшний день, когда пилоты могут воспользоваться подобными технологиями в кабине по цене, меньшей, чем заправка топливом объемом 80 галлонов. Все, что требуется – это планшет или смартфон с установленным приложением, например ForeFlight или Garmin Pilot, и 10 минут на настройку всех оповещений. Такой метод может помочь разорвать череду ошибочных действий в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Перед следующим полетом выделите немного времени и посмотрите, как настроены ваши оповещения в приложении. Ниже я наведу пример нескольких ключевых оповещений, которые можно подключить в ForeFlight:

Предполетная подготовка:

  • Уведомления о рейсах: новые отчеты об опасных погодных условиях, выпущенные после подачи плана полета.

Наземные операции:

  • Приближение к ВПП;
  • Выход на активную ВПП;
  • Оставшееся расстояние на ВПП до взлета.

В полете:

  • Загруженность трафика;
  • Высота самолета (для герметичной кабины);
  • Слишком большая скорость снижения;
  • Снижение через 500 футов AMSL;
  • Угроза столкновения с рельефом или другим препятствием.

Рис. 3. Меню оповещений в ForeFlight


Другим ключевым компонентом, который можно использовать вместе с планшетом или смартфоном – это приемник ADS-B. В период с 2013 по 2017 годы AOPA проводила исследования, где сравнивалась частота авиационных происшествий между теми, кто применял технологию ADS-B In и теми, кто не применял ее. Во время исследований эксперты брали 3 конкретные причины катастроф: столкновения в воздухе, плохие погодные условия и столкновения с землей в управляемом полете (CFIT). За 5 лет те самолеты, которые были оборудованы приемником ADS-B, попадали в аварии намного реже. Общее количество несчастных случаев снизилось на 50%, а количество случаев со смертельным исходом – на 90%.

Можно с уверенностью сказать, что планшет/смартфон в кабине ВС способствует повышению ситуационной осведомленности. Некоторые утверждают, что вся дополнительная информация с цифровых дисплеев отвлекает и забирает слишком много времени. Однако статистика нам говорит об обратном.

Рис. 4. Применение планшета в кабине предотвращает вероятность аварий


Не забывайте, что ваш планшет/смартфон – это больше, чем просто еще один дополнительный экран в кабине. Если ваша гарнитура обеспечивает подключение через Bluetooth, синхронизируйте ее к мобильному устройству и настройте звуковые предупреждения.

Важно, чтобы вы использовали функции планшета/смартфона на каждом полете. Даже, если вы летите по ПВП по знакомому маршруту, не откладывайте далеко свои электронные устройства. Непредвиденные обстоятельства могут случаться в любое время, независимо от летно-технических характеристик ВС, погодных или любых других условий. Дополнительная информация о полете и регулярные предупреждения одинаково важны в рейсах любого уровня сложности.

Напомним, что вы можете приобрести книгу Pooleys о человеческом факторе (4е издание)

Вас также может заинтересовать установка для домашнего авиасимулятора Saitek Pro от Logitech

Не забудьте про зимние куртки Wellensteyn