Даже самый бесстрашный пилот знает, что нельзя одновременно загрузить самолет свинцовыми кирпичами и при этом пытаться успешно противостоять силе тяжести. Однако прецеденты все же случаются. Почему летчики идут на такой риск и насколько это может быть опасно?

Ежедневно пилоты GA поддаются искушению загрузить на одного пассажира или на одну сумку больше, превышая максимальную взлетную массу ВС. Иногда они терпят давление со стороны вышестоящих лиц и им ничего не остается делать, кроме как согласиться.

Экипаж оправдывает такое решение «тщательными расчетами», мол, небольшая перегрузка не скажется негативно на летно-технических характеристиках. А до посадки самолет точно успеет сжечь достаточно топлива, чтобы как раз влезть в предельные значения максимальной посадочной массы. Но нигде ни FAA, ни EASA не дает подобных рекомендаций. Если один раз пронесло, это не означает, что в будущем удача снова окажется на Вашей стороне.

Почему так важно не перегружать воздушное судно? Давайте поговорим о нескольких возможных негативных последствиях.

Рис. 1. Выгрузка лишнего багажа из самолета


Не соответствует значениям из РЛЭ

Перегруженный самолет имеет более низкую скороподъемность. Потребуется более длинная взлетная полоса из-за увеличенной дистанции разбега. Уменьшается дальность планирования в случае отказа двигателя. Такое воздушное судно будет иметь низкую устойчивость, затрудняя выход из сваливания. И это лишь некоторые из основных неблагоприятных исходов вследствие загрузки самолета сверх его расчетной грузоподъемности. Теперь вы действуете не как обычный пилот-любитель, а как летчик-испытатель, надеясь, что ваш полет пройдет без проблем.


Угроза повреждения стоек шасси на посадке

Посадка с превышением максимальной посадочной массы может привести к повреждению стоек шасси или других деталей ВС. Конечно, если пилот идеально сажает самолет, вероятно он ничего не сломает. Однако пара жестких ударов об землю при сильном боковом ветре – и ваш летательный аппарат становится на дорогостоящее ТО.


Рекомендации по выходу из кризиса

Так что же делать, если необходимо перевезти парочку дополнительных чемоданов, пассажиров или залить больше топлива в бак?

Рис. 2. Пилот загружает сумку перед вылетом


Ситуация требует от пилотов детального планирования. Сейчас, когда малая авиация развивается в стремительном темпе, многие люди стали чаще путешествовать на легких самолетах (об этом мы написали в предыдущей статье). Они берут с собой друзей, родственников, и отправляются на долгожданный отдых. При всем понимании к отдыхающим, пилоты стараются как можно точнее рассчитать значения массы и центровки, чтобы безопасно довезти своих пассажиров. Чтобы снизить потенциальные риски, связанные с перегрузкой ВС, существует несколько выходов из кризиса.


Пожертвуйте топливом ради уменьшения массы воздушного судна

Если пилот хочет уложиться в ограничения по весу, он может заправиться меньшим количеством топлива. Однако это урезает дальность полета. К счастью, в Украине есть много аэропортов, где можно приземлиться и дозаправиться.

Рис. 3. Cessna 182 набирает высоту


Некоторые пилоты взлетают на 4-часовые маршруты с полными баками. Они верят, что легко посадят самолет, поскольку за 4 часа успеют сжечь кучу топлива и вместиться в диапазон MLW (Maximum Landing Weight). Здесь присутствует один нюанс: экипаж может быть вынужден отклониться от курса из-за погодных условий, технической неисправности или даже просто по вине пассажира, которому понадобилось сходить в туалет. Времени для сожжения топлива остается уже не так много.

Представим себе ВС, который вмещает 100 галлонов топлива – это +380 килограмм к взлетной массе с полной заправкой. За час полета он сжигает 15 галлонов. Следовательно, мы можем пролететь на нем целых 6,5 часов. Если мы зальем 75 галлонов, то нам хватит на запланированные 4 часа маршрута, при этом остается еще +15 галлонов АНЗ. У нас появляется лишних 95 килограмм для еще одного пассажира или нескольких сумок, или для того, и другого.


Запланируйте несколько перелетов с пассажирами

Этот вариант определенно стоит немалых денег, но он вполне имеет право на существование. Вы и еще 4 друзей решили полететь в горы покататься на лыжах со своим снаряжением. Но Ваш маленький самолет не предусматривает такой тяжелый багаж вместе с несколькими 90-килограммовыми парнями. Вместо того, чтобы пытаться втиснуться, создавая перегруз, Вы приглашаете на борт двух человек с их багажом и отвозите их. Потом возвращаетесь обратно и забираете остальных. Проблема в двойных затратах на топливо, однако так будет намного удобнее и безопаснее.

Для продолжительных полетов с семьей данный способ не кажется таким привлекательным, за то для коротеньких маршрутов с друзьями в одну сторону – самое то!


Учитывайте возможности ЛТХ воздушного судна

Даже когда значение массы находится в нормальном диапазоне, ВС может вести себя по-разному в зависимости от плотности воздуха, температуры и высоты расположения ВПП относительно уровня моря. Например, самолету, который планирует взлетать с ВПП, расположенной на высоте 1000 футов AMSL, требуется для разбега 1500 футов при температуре воздуха 5°C. Одновременно для взлета с другого аэродрома, где превышение порога ВПП составляет 6160 футов, а температура наружного воздуха – 30°C, ему понадобится более длинная полоса.

Рис. 4. Взлет одномоторной Cessna 182


В РЛЭ для каждого типа воздушного судна можно увидеть диаграммы ЛТХ относительно взлетной массы, а также просчитать, как будет вести себя самолет на любой высоте и с разным уровнем плотности воздуха. В некоторых случаях масса самолета будет напрямую влиять на дистанцию разбега: чем тяжелее летательный аппарат, тем длиннее потребуется взлетная полоса.

Ознакомьтесь детальнее с руководством по летной эксплуатации Вашего воздушного судна, и Вы найдете собственное решение тому, как поступить правильно.


Всегда будьте готовы сказать «нет»

Безопасность – наш приоритет. Всегда можно попросить пассажира подождать, пока Вы отвезете других людей, чтобы потом вернуться за ним. Поговорите с семьей о том, какие вещи стоит брать с собой в кемпинг, а какие лучше оставить дома. Не стесняйтесь планировать несколько транзитных остановок по пути, чтобы размять ноги, перекусить и заправить топливо в баки, оставаясь в диапазоне допустимой массы ВС.

Ежегодно ICAO расследуют несчастные случаи, вызванные тем, что пилоты перегружают свои самолеты. Есть множество простых решений, которые Вы, как командир, можете принять, чтобы снизить риски и гарантировать безопасность себе, своим пассажирам и технике, на которой летите.

Напомним, что вы можете приобрести рюкзак Flight Gear Cross Country

Вас также может заинтересовать гарнитура David Clark H10-60C

Не забудьте про книгу "Энциклопедия пилота" 3-е издание