Я начал работать лётным инструктором, когда мне исполнилось 50 лет. До этого я работал командиром в одной авиакомпании. Но пандемия внесла свои коррективы. Бросив себе вызов, я решил получить лицензию CFI и устроился в школу пилотов. И знаете, даже опытному пилоту там есть, чему поучиться!

Если вы когда-нибудь думали о том, чтобы стать лётным инструктором (даже после многих лет работы в крупных компаниях), вы будете просто очарованы. В процессе подготовки курсантов любой CFI способен получить огромный опыт. Достаточно взглянуть на эту профессию шире.

За это время я выучил 5 важных уроков, о которых я расскажу ниже.


Наблюдайте за тем, как делать не надо

В полете мы извлекаем как положительный, так и отрицательный опыт. Иногда мне кажется, что наблюдать за курсантами, которые ошибаются, более поучительно, чем за теми, кто все делает правильно. Для обоих из нас тот или иной «неудачный маневр» станет ярким напоминанием того, как делать нельзя. В этот момент я объясняю ученику о способах исправления ошибки и сам «наматываю на ус» возможность подобного действия.

Рис. 1. Инструктор учит курсанта


Конечно, в определенных ситуациях приходится вмешиваться сразу в управление, например ошибки на посадке. Но в большинстве случаев можно просто со стороны наблюдать за действиями курсанта и за тем, как он пытается исправиться. А на земле провести детальный разбор полета.


Готовьтесь к полету так же, как ваши курсанты

Самые подготовленные курсанты отдаются полету на 100%. Готовиться можно по разному, в зависимости от поставленной задачи. Но только так можно добиться успеха как в авиации, так и в любой другой профессиональной сфере.

Рис. 2. Урок с курсантами


Моя подготовка в роли CFI имеет такое же важное значение. Если вы приходите на занятие, не просмотрев тренировочный план на день, или не изучив предварительный материал, который, как ожидается, будет вам знаком, то не сможете провести эффективное обучение с курсантом. Более того, это может выставить инструктора не в лучшем свете. Готовьтесь к полету так же, как курсанты, и вы всегда будете показывать самые высокие результаты на своей работе.


Развивайте хорошие привычки

У пилотов за годы работы вырабатываются десятки профессиональных привычек: тщательный инструктаж, осмотр ВС, использование чеклистов и многие другие. Особенно мне нравится такая привычка, как планирование взлета и посадки. Пилот всегда старается предвидеть несколько возможных ситуаций и то, как действовать в каждой из них.


Рис. 3. Взлет самолета


Мы управляем разными типами ВС, летаем с разных аэродромов. И везде применяются разные метеорологические минимумы для взлета и посадки. Курсанты и их инструктора имеют разные допуски в этих категориях. И никому не безопасно летать в тех погодных условиях, которые являются ниже разрешенных. Поэтому всегда анализируйте и будьте на чеку.


Думайте, как курсант

Мне нравится то, как мыслят курсанты во время обучения. Они ежедневно прокручивают в голове предыдущие занятия, чтобы изучить свои ошибки. Они уверенно идут к цели и хотят стать лучшими. Курсанты умеют радоваться достижениям и праздновать личную победу после того, как самостоятельно посадили самолет при сильном боковом ветре. Ребята спрашивают мнения более опытных специалистов и регулярно летают с теми, кто может помочь им улучшить свои навыки.

Рис. 4. Радость курсантов после сдачи тестов


Те пилоты, которые настолько уверенны в том, что достигли предела своего совершенства, не становятся профессионалами. Они спрашивают себя, готовы ли они к предстоящему полету. Ведь погодные и другие условия могут очень сильно отличаться между собой в разный период времени. Но те, кто ежедневно повышают свою квалификацию и стараются быть лучше, всегда будут уверенны в своих знаниях и своей компетентности.


Помогайте другим

Я был поражен отзывчивостью наших лучших курсантов из лётной школы. Им важно помогать своим коллегам: объяснить теоретический материал, рассказать о правильности выполнения маневров или просто сделать пребывание в школе более комфортным.

Рис. 5. Взаимная помощь курсантов лётной школы


В авиаклубах это называется «помощь новому члену обосноваться в рядах авиационного сообщества», предлагая взять его полетать на одном из клубных самолетов. Такие люди постоянно ищут способы передать другим свою любовь и страсть к авиации.

Я уверен, что и вы бы смогли составить свой собственный список того, чему вы научились, летая с другими пилотами любого уровня подготовки, опыта и возраста. Поделитесь своей историей в комментариях.

Напомним, что вы можете приобрести авиагарнитуру Bose A20

Вас также может заинтересовать наколенный планшет с IFR/VFR 

Не забудьте о смартчасах Garmin D2 Air