Пилоты делятся на тех, кто предпочитает низкопланы и тех, кто обожает только высокопланы. Об этом мы подробно останавливались в нашем блоге. Сейчас мы хотим обсудить, какие воздушные судна подходят молодым курсантам, желающим стать профессиональными пилотами. С чего начать? На каком самолете предпочтительней учиться летать? Здесь мы разберем главные особенности низкопланов и высокопланов, а в конце вы сделаете для себя выводы.


Как появилась идея создания высокопланов и низкопланов?

Первыми самолетами были бипланы. За счет высокой подъемной силы и легких материалов инженеры смогли исправить отсутствие мощных двигателей, которые, на то время, еще не умели создавать. Расчалочная конструкция бипланов позволяла закреплять два крыла между собой с помощью расчалок, подкосов и стоек, образовывая прочную коробчатую конструкцию, напоминающую решетку моста.

Рис. 1. Пилотажный биплан Pitts S-1 Special в Окшоше


Бипланы имели небольшой размах крыл, что способствовало большей маневренности. Об этом свидетельствуют многие пилотажные бипланы тех времен, которые использовали именно такую конфигурацию.

Возможность поднимать более тяжелые грузы с меньшим размахом крыла подарил нам могучий Ан-2 – самый большой в мире биплан, который производится с 1947 года.

Рис. 2. Биплан Ан-2


У бипланов есть один серьезный недостаток. Расчалочная конструкция создает сильное лобовое сопротивление, которое уменьшает скорость движения ВС. После многих попыток найти решение, первым внес свою идею Хьюго Юнкерс, создав первый в мире успешный моноплан, используемый в коммерческих целях. С 1915 года пилоты по сей день спорят, какая же конструкция монопланов лучше: низкопланы или высокопланы.


Характеристика высокопланов

В малой авиации высокопланы занимают лидирующие позиции среди лётных школ, сельхоз компаний, экскурсионных полетов и так далее. Еще во времена, когда самолеты конструировали из дерева и тканей, самыми популярными были Piper Cub и Aeronca Champ. После Второй мировой войны компания Cessna начала строить цельнометаллические высокопланы. Известными представителями стали Cessna 170, 180 и 195. В 1956 году инженеры решили изменить положение стоек на опорную носовую. В результате получилась модель Cessna 172 – ныне самый продаваемый гражданский самолет в истории авиации (более 40,000 экземпляров).

Рис. 3. Высокоплан Cessna 172


Почему высокопланы такие популярные и чем они благоприятны для первоначального обучения? По своей конструкции они напоминают навес, который защищает курсанта и инструктора от солнца или дождя перед взлетом, а также после посадки. Высокое расположение крыла снижает риск столкновения с невысокими препятствиями во время руления. Конструкция высокопланов делает их более устойчивыми, поэтому управлять ими намного проще при сильном боковом ветре или при попадании в зону турбулентности. Высокоплан не требует большой дистанции пробега во время посадки, из-за чего курсант может обучаться заходам на посадку на короткое поле. Чтобы слить отстой из топливных баков, курсанту не нужно вставать на четвереньки.

Некоторые курсанты отмечают, что из-за высокого расположения крыла закрывается обзор ВПП во время выполнения четвертого разворота. Это правда, однако это никогда не считалось за недостаток. За то самолеты-низкопланы часто закрывают обзор земли во время всего полета из-за своего расположения крыла.


Характеристика низкопланов

В 1960 году инженеры компании Piper Фред Вейк и Джон Торп создали популярные низкопланы Cherokee и многие другие. Даже у Cessna есть поршневой низкоплан 400 Corvalis TT. Многие авиационные конструкторы отдают предпочтение низкопланам из-за их простой конструкции.

Рис. 4. Низкоплан Cessna TTX


Самолеты с низким расположением крыла могут быть легче высокопланов за счет отсутствия дополнительных деталей для соединения лонжерона крыла с фюзеляжем. Чтобы заправить низкоплан, вам не потребуется стремянка. Аэродинамика низкорасположенного крыла позволяет сократить взлетную дистанцию на разбеге – на это сказывается экранный эффект (влияние земли). За счет увеличения угла поперечного V крыла продольная устойчивость может быть увеличена до уровня, который демонстрирует высокоплан.

Несмотря на то, что обзор земли может быть ограничен, с кабины открывается замечательный вид на небо, луну, восход, закат, или даже мимо проходящий другой самолет. На низкопланах проще выполнять четвертый разворот за счет точного определения угла визирования.


Выводы

Независимо от того, какие самолеты арендует ваша летная школа, обучаться пилотированию будет одинаково интересно и захватывающе. Как на высокоплан, так и на низкоплан, всегда будут влиять аэродинамические силы. Скорость маневрирования будет уменьшаться с расходом топлива, а требуемая дистанция ВПП будет увеличиваться с увеличением массы самолета, температуры и плотности воздуха.

Низкопланы и высокопланы дают одинаковые знания и навыки пилотирования. В летной школе вы получите базу, которой будете пользоваться всю вашу профессиональную карьеру. Выбор между этими самолетами – это вопрос «вкуса», не больше и не меньше. Кто-то всю жизнь летал на Цессне 172 и не представляет себе другие типы ВС. А кто-то будет предан Пайперу PA-28, всячески обосновывая и защищая свой выбор. Неважно, на чем вы будете летать, главное – чтобы вы смогли взять максимум из того, чему вас научит лётный инструктор.

А каким был ваш первый самолет в лётной школе?

Напомним, что вы можете приобрести солнцезащитный козырек в кабину

Вас также может заинтересовать гарнитура Bose A20

Не забудьте про солнцезащитные очки Flight Gear с золотыми и черными линзами на выбор