Когда курсанты впервые приходят в школу пилотов, они предполагают, что все летные инструкторы будут одинаковы. А успехи в обучении почти напрямую будут зависеть от таланта учащегося. Но это не совсем так. Инструктор задает тон всей обучающей программе. И та стратегия, которую он выберет, в дальнейшем принесет свои плоды.

Один готов все 40 часов катать курсанта, чтобы тот поскорее отлетал свою программу. Второй же, напротив – будет накручивать круги до тех пор, пока курсант не научится правильно сажать самолет. И даже может «насыпать» еще парочку дополнительных занятий, если он увидит, что его ученик еще не готов к экзамену. Для хорошего летного инструктора самое главное – это успех его подопечных.

Рис. 1. Начало обучения курсанта в школе пилотов


В этой статье мы будем разбираться, какую степень ответственности берет на себя пилот-инструктор во время обучения курсантов. И на что стоит обращать внимание при выборе хорошего специалиста.


Какие бывают летные инструкторы

Многие пилоты начинают летную карьеру с должности инструктора, чтобы набрать необходимое количество часов для будущей работы (чаще всего, это найм в авиакомпанию). Если сейчас открыть вакансии с набором пилотов, то вы увидите, что требование стоит «от 2000 часов налета». А где же набрать столько, да еще и с минимальными затратами, как не в авиашколе?

Проблема в том, что такие пилоты-инструкторы не успели еще развить в себе те навыки, которые бы помогли передавать знания другим курсантам. Соответственно, их качество обучения может быть не таким высоким, как хотелось. Поэтому внимательно подходите к выбору летного инструктора. Среди тех, для кого эта работа – всего лишь «трамплин» на пути к последующей карьере в авиакомпании, есть и другие учителя, готовые сделать из вас профессионалов и асов.

Рис. 2. Пилот-инструктор обучает курсанта в кабине воздушного судна


Если вы читаете эту статью, скорее всего, вы не уверены в том, как правильно оценивать своего потенциального пилота-инструктора. Возможно, пришло время трезво взглянуть на его работу и поговорить с ним, расспросить о важных деталях заранее. Проведите с ним собеседование, задайте ряд вопросов, каждый из которых поможет вам решить, будете ли вы сотрудничать вместе или лучше пойти поискать другого кандидата на эту роль.

Ниже вы увидите список рекомендаций, по которым можно измерить текущий/будущий потенциал вашего инструктора перед началом занятий.


Выстройте правильные ожидания

Ваш пилот-инструктор может быть новичком в своем деле. Но это не означает, что он – плохой летчик. Поговорите с ним, расспросите о его опыте в авиации и о том, почему он работает инструктором. Иногда такие специалисты подходят к своей работе намного более ответственно, ведь это начало их карьерного пути, на котором не хочется облажаться. Самое главное, чтобы он помог вам достичь поставленных целей (прохождение экзаменационного полета).

Рис. 3. Полеты с инструктором на самолете


Курсантами было замечено, что некоторые инструкторы хорошо учат управлять самолетом и вести радиообмен, но не очень понятно преподают теоретическую часть. Не многие CFI являются одаренными рассказчиками, способными легко и просто объяснить теорему Бернулли или работу поршневого двигателя. Поэтому курсанты иногда обращаются за помощью к нескольким инструкторам, которые закроют все потребности и подготовят к финальному экзамену. Если у вас нет такой возможности, вы можете заниматься дома по специально разработанным методичкам, которые содержат примеры тестовых вопросов на экзаменах.


Узнайте об индивидуальных подходах к обучению

На устных собеседованиях при приеме на работу кандидату задают разные жизненные ситуации, которые могут произойти в полете. Часто они относятся к таким дисциплинам, как аэродинамика, навигация, метеорология и так далее. Но чтобы разобраться в теории, с ней нужно уметь работать на практике. Хороший инструктор понимает, что скучные однотипные полеты по маршруту не дадут качественных знаний. Поэтому он использует различные индивидуальные подходы для усвоения материала.

Рис. 4. Отработка сценариев с инструктором в школе пилотов


Это могут быть заранее придуманные сценарии. Например, имитации отказов разных систем, включая отказ двигателя. При чем, на разных этапах полета: на разбеге, после взлета, в горизонте и др. Это также могут быть сценарии выхода из сваливания, взлет/посадка с боковым ветром, навигация с помощью визуальных ориентиров на карте и многое другое.

К сожалению, не все инструкторы любят проводить подобные сценарии, а просто катают курсантов до тех пор, пока не закончатся оплаченные часы. Чтобы избежать такого «подхода», заранее узнайте о том, как пилот-инструктор проводит практические занятия с курсантами.

Бывает, что инструктор вовсе не отпускает штурвал из рук и не дает курсанту самостоятельно попробовать взять управление на себя. Чаще всего такое наблюдается на этапе захода на посадку. Если вы уже ознакомились с процедурами выполнения маневров и даже успели попрактиковаться на тренажах, то нет никаких причин, по которым вы не можете попробовать выполнить заход самостоятельно.


Объясняет или критикует?

На занятиях пилот-инструктор отвечает на 3 главных вопроса – что, зачем и как. Первые два оговариваются на наземной подготовке. Нет смысла в практических тренировках, если вы еще не знаете, что будете делать в кабине во время полета и зачем.

Рис. 5. Изучение карт в кабине самолета с пилотом-инструктором


На вопросы «Как?» вы получаете ответы непосредственно в полете. Однако есть CFI, которые не говорят о том, как нужно выполнять маневр; они сразу указывают на ошибки курсанта. «Слишком высоко выровнялся», «зашел на повышенных скоростях», «рулил не по центральной оси ВПП» - этот список можно продолжать до бесконечности.

Курсант приходит на занятия, чтобы научиться летать. Для этого он должен знать и понимать, как правильно выполняются те или иные действия в кабине ВС, и зачем. Но, если инструктор не показывает и не объясняет, а просто критикует, лучше не тратить на него зря время и попытаться найти другого специалиста.


Вы – будущее авиации

Самым важным аспектом является отношение между курсантом и пилотом-инструктором. Если ваш CFI внимательно относится к вашим успехам и провалам, уделяет много времени и энергии на объяснение теоретических и практических моментов обучения – это ваш человек. Не забывайте, что именно вы платите за летные часы. Вы и заказываете музыку.

Хорошие инструкторы, как и плохие, бывают всех возрастов и уровней опыта. Честно обсудив детали вашего летного обучения в школе пилотов, вы сможете расставить все точки над «і» и определить дальнейшие перспективы.

Напомним, что вы можете приобрести комплект летного снаряжения для пилота-курсанта №3

Вас также может заинтересовать универсальный держатель RAM для смартфонов

Не забудьте про модели самолетов Ан-225 "Мрия" Herpa 1:400