Вам когда-нибудь приходилось слышать от людей мнение: «Если умеешь летать на одном самолете, значит – умеешь летать на любом другом»?

В кино мы часто видим, как герои запрыгивают на первый попавшийся самолет и в совершенстве им управляют. Но насколько это правда? Действительно ли, что все самолеты, в основном, очень похожи друг на друга?

На самом деле, если вы всю жизнь летали на одном самолете, а потом решили впервые сесть за штурвал другого, то для вас это окажется стрессом. Быть может кто-то будет прав, если скажет, что все самолеты одинаковы. И что между ними разница лишь в косметическом виде. Однако они могут сильно отличаться по своим летным и аэродинамическим характеристикам. Чтобы мастерски управлять разными типами ВС, требуется немного больше знаний и умений.

Есть еще одна проблема в том, чтобы моментально освоиться в новой кабине – это настройка авионики. Уже давно прошли те времена, когда один набор датчиков и радиоприемников устанавливался на все типы самолетов. Необходимо также уметь настраивать GPS-навигаторы и многофункциональные дисплеи разных марок и производителей. Когда вы впервые сядете в новую кабину, вы будете иметь дело с настройками, выставленными предыдущим пилотом или владельцем этого самого ВС.

Рис. 1. Работа с авионикой в кабине ВС


Даже, если вы хорошо разбираетесь в собственном кокпите, и вы пересели на чужой самолет точно такого же типа, скорее всего, вам будет очень некомфортно.


Как же тогда можно быстро освоить новый тип самолета?

Подготовка – это ключ к успеху. Первым делом нужно найти РЛЭ и прочитать все эксплуатационные ограничения. Делайте заметки по ходу дела и систематизируйте их в соответствии с чеклистом. Ищите скоростные ограничения, рекомендации и предостережения. Если есть возможность, сядьте в кабину и там читайте руководство. На практике вы сможете видеть и касаться предметов, указанных в книге. Узнайте как можно больше о самолете прежде, чем запускать его.

Рис. 2. Электронное руководство для самолетов Cirrus SR20/22/22T


Второй по важности шаг – расспросить других пилотов о самолете. Поговорите с теми, кто уже летал на этом ВС. Они подскажут, на что обращать внимание, чего не следует делать и чего можно ожидать в процессе эксплуатации.

Далее – посадите рядом с собой пилота, который имел дело с этим самолетом. Он будет делать акценты на особенности управления и где-то корректировать. Но тут нужно учитывать, что пилоты, которые никогда не обучали других своих коллег, могут сильно нервничать. За то квалифицированные летные инструкторы успели повидать столько разных курсантов, что парочка ваших недочетов не испугают их в процессе обучения. Такие специалисты быстро оценят ваши способности и направят в нужное русло.

Рис. 3. Адаптация к новой для себя кабине


А что помимо обучения?

Завершение курса обучения на конкретный тип воздушного судна не является конечной целью. Мы стремимся к тому, чтобы привыкнуть к самолету и его встроенной авионике. А это занимает некоторое время.

В случае переучивания на более серьезную машину с высокими летными характеристиками, лучше всего полетать еще несколько часов с инструктором после основного обучения. Пускай он будет критиковать вас по любому поводу, зато сможете овладеть техникой пилотирования в совершенстве. Когда будете готовы самостоятельно управлять самолетом, установите для себя конкретные ограничения, которые будете постепенно снижать.

Рис. 4. Возьмите несколько дополнительных занятий с летным инструктором


Какие ограничения? Например, летайте сначала только днем, и только по VFR. Если хотите выполнить полет по IFR, ищите дни с хорошей ясной погодой, чтобы облегчить визуальный заход на посадку. Когда вы настроитесь под данные условия и у вас все будет отлично получаться, начинайте летать в более сложные погодные условия. И так раз за разом.

А что, если самолет одноместный? В таком случае тренаж в кабине займет намного больше времени. Хорошенько почувствуйте его на земле, отработайте процедуры запуска и отключения двигателей, а также руление. Планируйте первые вылеты только в CAVOK, а на безопасной высоте попробуйте покрутить виражи с небольшим креном. Для посадки выбирайте широкую и длинную полосу, будьте бдительными и выполняйте каждую процедуру с осторожностью.

Пилот может испытать стресс во время адаптации, когда он пересаживается с высокоплана на низкоплан или наоборот. Если вы всю жизнь летали на Cessna 172, то самолет Piper Archer вас просто шокирует. Но не беспокойтесь, вам нужно лишь немного практики и все придет.

Рис. 5. Самолеты Piper Archer и Cessna 172


Итоги

Никогда не говорите: «О, да я раньше летал на подобном. Это будет легко». Сперва поговорите с опытными пилотами, которые летали именно на этом самолете. Узнайте о всех его нюансах, начиная с настройки авионики и заканчивая особенностями управления.

Вы можете быстро освоить новый тип ВС, в зависимости от качества подготовки. Но в любом случае, на это потребуется время. Изучайте документы, общайтесь с другими пилотами, пробуйте ощутить самолет как на земле, так и в воздухе.

Напомним, что вы можете приобрести энциклопедию пилота от Kudri FM (3е издание)

Вас также может заинтересовать книга "Летчику о турбовинтовом самолете" А. Гуля, Д. Михайлов, Ю. Нержавин, С. Сомов, В. Филиппов

Не забудьте про крепление для смартфонов