За время пандемии я впервые научился летать, и даже получил лицензию PPL. А мне ведь уже 55 лет. Это очень большое достижение, и мне бы хотелось поделиться своим опытом с другими будущими пилотами. Особенно с теми, кто решился на это дело тоже после 55 лет.

Начало моего обучения

Сперва я хотел немного рассказать о том, почему же мне стрельнуло получить лицензию пилота в таком позднем возрасте.

Рис. 1. Герой истории возле своего самолета


Мои мама и папа в молодости брали уроки полетов у одного летного инструктора Джозефа Суси. Так вышло, что он сначала переехал к нам в жилой дом. Через какое-то время родители развелись, а мама вышла замуж за этого самого инструктора.

Будучи подростком, я часто бывал на аэродроме – наблюдал за прилетающими и улетающими самолетами. Когда мне стукнуло чуть больше за 20, Джо (мой отчим) звал меня летать на Цессне 150 с единственным условием, что я буду платить за топливо. Но из-за учебы и работы я не смог уделять так много времени полетам, и поэтому я приостановил свое обучение.

И вот наступил 2020 год – начало коронавируса. Я работал из дома, а в выходные играл в X-Plane. Симулятор стал надокучать, и я решил, что пора вернуться к своей мечте – научиться летать на настоящих самолетах.

Мой аэродром принадлежал к классу D, где ежедневно работала диспетчерская вышка, регулируя движение в своем пространстве. Я получал неплохой опыт в радиообмене, но при этом я много времени тратил на руление до ВПП. А это занимало примерно 15-20 минут из 60-90 минут общей дневной нормы в той школе. Поэтому я решил учиться в другом месте, территориально менее отдаленном от моего дома, но без контролируемых башен, огромного количества РД и больших сложных схем движения

Рис. 2. Стоянка возле летной школы пилотов


Обратившись в новую летную школу, я попросил CFI инструктора примерно моего возраста (60 лет) – так мне попался старший летный инструктор. Когда я ему рассказал вышеупомянутую историю о своих родителях, он ответил мне: «О, так я тоже вместе с твоим отчимом летал». Представьте себе, я брал уроки у человека, который еще и был хорошо знаком с историей моей семьи. Насколько тесен мир.

Мои извлеченные уроки

Сейчас я расскажу о 12 собственных рекомендациях, которые я извлек из своего курсантского опыта. Если вы только начинаете свой путь к свидетельству PPL (неважно, вам 55 лет или 25), эти советы вам очень сильно пригодятся в будущем.

Рис. 3. Заправка топливных баков самолета


Нужно всегда находиться в хорошей физической форме. Если вы часто летаете на высокоплане, приходится регулярно подниматься по стремянке, поднимать 20-литровые канистры с бензином и заправлять ВС. Или просто мониторить количество топлива в баках. Нужно также ежедневно закатывать самолет в ангар или из него. Чтобы быть готовым к таким физическим нагрузкам, приучайте себя к спорту: поднятие гантель, штанг или кросс на дистанции от 3 миль в сутки.

Тщательно выбирайте гарнитуру и не ищите «что подешевле». Я понял, что совершил ошибку, когда не купил гарнитуру с Bluetooth. Установив ForeFlight себе на планшет, я получал невнятные глухие звуковые уведомления с приложения. Из-за этого моя мобильность уменьшилась, и мне было сложно уследить за всеми параметрами в кабине. Сейчас я пользуюсь исключительно Bose A20 с Bluetooth, а на меньшее даже не соглашусь.

В начале курса обучения меня дико пугали такие маневры, как спираль, сваливание и крутой вираж (на 60 градусов). Но когда я добился определенных успехов в этом деле, у меня возникло неописуемое чувство восхищения самим собой. В конце концов я понял, что мне просто было необходимо преодолеть свои страхи и научиться доверять самому себе. После посадки вы обязательно поблагодарите себе и скажете: «А все прошло очень даже неплохо».

Рис. 4. Полет над деревьями на самолете


Когда я приступил к самостоятельному полету по маршруту, мне очень пугали нисходящие/восходящие потоки. Бывало такое, что я за секунды успевал терять 200 футов высоты. Помните, что, по мере уменьшения веса самолета, вы с большей вероятностью почувствуете эффект этих самых вертикальных потоков воздуха. Вы должны просто привыкнуть к этим явлениям и надежно контролировать ситуацию.

Убедитесь, что ваша летная школа предусматривает несколько дополнительных часов для выполнения самостоятельных полетов. В моей первой летной школе мне не позволяли летать самому больше одного раза. Во второй я летал намного чаще.

Из всех повторяющихся действий только посадка всегда будет разной. В первый раз вас может качнуть немного влево/вправо из-за бокового ветра. Во второй раз, из-за раннего выравнивания, вы можете вовсе уйти на второй круг – а полоса то одна и та же! Поэтому я бы порекомендовал вам уделить отдельное время на отработку стабилизированного захода. Помните, что воздушная скорость – это залог вашего успеха. А регулярные тренировки делают вас осознанным и умным пилотом, поддерживающим безопасность на каждом этапе полета.

Рис. 5. Пилот заходит на посадку при боковом ветре


Не забывайте о сдвигах ветра. В самый неожиданный момент они могут «толкнуть» вас вниз, тем самым вы потеряете драгоценные десятки (а то и сотни) футов высоты на глиссаде. Если чувствуете опасность – лучше примите решение уходить сразу на второй круг и выполните заход повторно, с учетом всех обстоятельств.

Я записывал все свои полеты на видео (с позволением инструктора) с помощью GoPro. Дополнительно я устанавливал кабель для записи переговоров в радиоэфире. А после полетов я приходил домой и слушал их, отмечая успехи и ошибки, которые исправлял на будущих занятиях. Это полезный дополнительный девайс, позволяющий усилить эффективность обучения в школе.

Рис. 6. Планшет iPad mini закреплен на боковом окне самолета


Первое время я пользовался наколенным планшетом. Но когда я начал летать в одиночку (без инструктора), постоянные покачивания головой вверх-вниз стали вызывать у меня легкое головокружение, вплоть до дезориентации в пространстве. Сейчас я пользуюсь iPad mini, монтируя его к креплению на присоске, расположенном не левом боковом окне. Это мой личный метод использования планшета в кабине ВС, поэтому здесь вы должны подбирать аксессуар, ориентируясь на самого себя. Если кому-то удобней устанавливать планшет на окно, штурвал или приборную панель – не вопрос! Другим будет удобнее воспользоваться наколенником. Это личный выбор каждого, здесь нет правильного решения.

В начале занятий вам может показаться, что маленького летного рюкзака вам будет достаточно. «Туда же складывать то нечего: гарнитура и летная книга – вот и все» - так говорит большинство, в том числе и я когда-то. Не делайте подобную ошибку и покупайте хорошую вместительную летную сумку. Сейчас я вам расскажу, что я начал со временем туда складывать:

Рис. 7. Летная сумка пилота


Перед тем, как сесть в кабину ВС с инструктором, я прошел множество тестов и прочел десятки книг, чтобы усовершенствовать и закрепить свои знания в самолетовождении. В качестве ознакомления я поделюсь списком тех вещей, которые я выполнил еще до того, как впервые сел за штурвал:

  • прочитал книги по ведению радиообмена, аэродинамике, навигации, человеческому фактору, метеорологии, силовой установке и прочую дополнительную литературу;
  • просмотрел десятки образовательных каналов на Youtube на авиационную тематику;
  • полностью изучил POH и чеклисты для самолета, на котором планировал свое обучение;
  • прошел несколько тестирований в бесплатном доступе, которые оценили мои знания по вышеуказанным авиационным дисциплинам;
  • немного попрактиковался на компьютерном авиасимуляторе X-Plane и Microsoft Flight Simulator.

Отдельный совет от меня – не брезгуйте бесплатными вебинарами, авиационными блогами и прочими веб-сервисами, которые улучшат ваши теоретические знания и сделают вас профессионалом своего дела.

Напомним, что вы можете приобрести книгу "Энциклопедия пилота" 3-е издание

Вас также может заинтересовать водило для самолетов Piper

Не забудьте про рюкзак Flight Outfitters mini